24 октября 2014 г. в Алматы состоялось заседание экспертного клуба на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал ЕАЭС», организованного ОФ «Мир Евразии», в котором приняли участие известные казахстанские политологи, экономисты и журналисты.
Одним из ключевых преимуществ создания ЕЭС считается открытие больших возможностей на рынке перевозок и логистики. Среди них – географическое расположение между ЕС и АТР, повышение инвестиционной привлекательности, снижение транспортных издержек, дебюрократизация процедур, развитие логистической базы, возможность равного доступа к морским перевозкам и трубопроводам и т.д. «Необходимо развивать сектор логистических услуг. Прежде всего, речь идет о максимальном использовании территории ТС для транспортировки наших грузов», — отметил президент РК Нурсултан Назарбаев в послании «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Система взглядов стран ЕАЭС на роль и развитие транспорта и транспортной инфраструктуры является целеустремленной и последовательной. Ведь в большинстве стран логистика – это прибыльный сегмент экономики. Мировой транспортный рынок оценивается примерно в 3 трлн. долларов США (7% мирового ВВП). В некоторых странах логистика играет важнейшую роль, превышая 20% ВВП. Однако доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в странах-членах ТС остается пока высокой (по средним оценкам 20-30%) при среднемировом показателе чуть более 10%. В итоге, активное использование возможностей ЕАЭС должно не только расширить транзитный потенциал, но и поднять на новый уровень транспортно-логистический комплекс, снизив потери при перевозках и сократив сроки транспортировки.
Важным моментом в данном вопросе является тарифная политика, так как логистический бизнес в основной своей массе носит международный характер. С 1 января 2013 года между странами ЕЭП не стало транзитного тарифа, вместо которого стал применяться унифицированный тариф каждого государства. Недавно ЕЭК был разработан проект Основных направлений экономического развития государств-членов ЕАЭС. Документ, который планируется принять в 2015 году, должен стать комплексной экономической программой по реализации интеграционного потенциала до 2030 года. Среди определенных в нем 9 направлений — инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала.