Рост националистического радикализма и ксенофобии в общемировом масштабе приобретает поистине угрожающие масштабы. Эти тенденции довольно заметны и в странах постсоветского пространства. События 2022 года, а прежде всего эскалация украинского кризиса и последовавшая российская СВО, стали новым сильнейшим триггером этих процессов. Однако будет неверно утверждать, что до этого года признаки роста конфликтогенности на национальной почве не прослеживались. Напротив, социологи, общественные деятели и другие эксперты говорят о рисках радикализации населения стран Содружества уже давно.

В частности, в Республике Казахстан межнациональные конфликты уже имеют некий хронический характер. Среди наиболее громких кейсов межэтнических столкновений последних лет можно назвать февральские события в Жамбыльской области в 2020 году, а также произошедший год назад массовый конфликт на межнациональной почве в поселке Пиджим Алматинской области. В Кордайском районе массовые беспорядки привели к тому, что более 20 тыс. дунган бежали на территорию соседней Кыргызской Республики. В результате погромов погибли 11 человек, ранено более 180. В Пиджиме беспорядки носили менее массовый характер, но и здесь фиксировались многочисленные погромы и потасовки.

В обоих случаях, по сообщениям государственных ведомств, насильственные акции выросли из банальных бытовых конфликтов. При этом власти Казахстана реагировали на подобные события весьма сдержано. Некоторые общественники даже выступали с критикой реакции, заявляли о признаках табуирования и замалчивания истинного характера конфликтов. Отчасти это связано с тем, что Астана транслирует успехи построения межнационального согласия, а конфликты на национальной почве разрушают подобные интенции.

Вместе с тем, нельзя утверждать, что власти страны игнорируют проблему. Те же события в Кордае инициировали формирование профильного комитета по развитию межэтнических взаимоотношений. Определенный пласт работы здесь приходится также на Ассамблею народов Казахстана, на диаспоральные структуры и землячества. Более того, президент Касым-Жомарт Токаев лично неоднократно высказывался о необходимости усиления профилактической работы в сфере межэтнических отношений.

Соответствующие законодательству меры принимаются правоохранительными и надзорными органами. В частности, показательна реакция на громкий в медиапространстве кейс «языковых патрулей». На организаторов-блогеров и авторов скандального контента были заведены уголовные дела.

Как показывает анализ первопричин массовых столкновений на национальной почве, их факторами-стрессорами выступают и бытовые конфликты, и социально-экономические проблемы населения, и инородное вмешательство и подстрекательство со стороны внутренних или внешних интересантов (как пример — январские события 2022 г.). Наконец, ярчайшим катализатором конфликтогенности выступает мощнейшая геополитическая напряженность в мировом пространстве, бинарная дифференциация отношения людей к конфликту России и Украины.

Всё это проецируется не только на Казахстан. Риски радикализации населения и роста интенсивности межнациональных конфликтов значительно возросли во всех странах постсоветского пространства без исключения. В определенной степени это вызвано и поколенческой трансформацией общества евразийских стран. Для многих людей, выросших в условиях независимых постсоветских государств, концепт «дружбы народов» не несет особой ценности. В этой призме нынешние проблемы лишь обнажили и усилили риски конфликтогенности. Отсюда возникает социальный заказ на консолидацию усилий экспертных структур, государственных ведомств и профильных институтов в сфере разработки новых инструментов дерадикализации межэтнических взаимоотношений как государственного, так и трансграничного уровней.

Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»

от wefund