Сегодня категории качества и эффективности образования стали актуальной темой общественных дискуссий на постсоветском пространстве. Ведь система образования — одна из немногих отраслей экономики, которая затрагивает интересы всех членов общества. Об этом рассуждали известные казахстанские эксперты на состоявшемся в Алматы заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности».
Эксперты отметили, что преобразования в образовательной сфере стали явлением перманентным. При всей очевидности в необходимости качественной модернизации систем обучения, согласования реформаторских инициатив с реальными потребностями современной экономики, остается важной проблема разрыва между конкретными запросами работодателей и качеством подготовки по многим востребованным специальностям.
При этом возрастает значение культа знания в развитии человеческого капитала как основного критерия успеха страны и ее граждан. «Образование — самый фундаментальный фактор успеха в будущем, — отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». — В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером».
Особую остроту теме также придают процессы глобализации и интернационализации образования не только с точки зрения административных и организационных норм, но и с точки зрения контента и качества обучения. В ряде стран бывшего СССР наблюдается некоторое разочарование многими аспектами Болонского процесса, приоритеты их образовательных систем стали заметно отличаться друг от друга. Отсутствие четкой стратегии, оптимизация программ, изменение концепций приводят к тому, что учебники и учебные пособия часто меняются, а их содержание вызывает споры.
«Надо унифицироваться в евразийской системе, гармонизировать стандарты, — считает профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, директор Центра Евразийских исследований Галия Мовкебаева. — Сближение образовательных стандартов и совершенствование системы взаимного признания научных и образовательных результатов в рамках евразийской образовательной интеграции будет способствовать расширению академической мобильности между университетами и создаст научную, экспертную и межличностную базу для успешного социально-экономического и гуманитарного развития региона. Уже есть хороший опыт. В течение этого года многие преподаватели кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ им. аль-Фараби совместно с авторами в основном стран ЕАЭС писали учебник к 25-летию СНГ для сетевого университета СНГ «Внешняя политика стран СНГ». То есть планировали его как учебник, но решили, что вначале это будет учебное пособие, пусть пройдет апробацию».
Решению ряда проблем может поспособствовать использование интеграционных механизмов в модернизации образовательной сферы. Важно соединить различные образовательные направления с реальной экономической деятельностью. Например, XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Челябинске в начале ноября 2017 года, будет посвящен развитию человеческого капитала. В рамках мероприятия будет представлен ряд проектов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательного потенциала двух стран.
«Это впервые на данных мероприятиях акцентируется внимание на проблемах гуманитарного характера. Что говорит о взаимосвязи развития экономики и уровня образовательных процессов», — подчеркнул политолог Эдуард Полетаев. Его коллега, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев заметил, что в данной сфере сотрудничество развивается на двусторонней основе, включая отношения Казахстана и России. Если говорить о координации образовательной политики стран-участниц ЕАЭС, то ее нет, так как данная сфера не является предметом Договора о ЕАЭС и деятельности Евразийской экономической комиссии. Хотя, на его взгляд, эту ситуацию следует изменить, поскольку сфера образования тесно связана с экономикой. «Во-первых, в связи с подготовкой колледжами и вузами значительного числа кадров именно для экономики, — заявил Андрей Чеботарев. — Во-вторых, через коммерциализацию, что имеет место не только в частных, но и официальных учебных заведениях. Кроме того, сфера образования способствует установлению и развитию международных связей. Опыт и формат двустороннего взаимодействия можно рассмотреть для возможного внедрения в рамках ЕАЭС».
И это вполне разумно, так как конечная цель интеграционных процессов в Евразии – сделать жизнь простых людей лучше. «Несмотря на то, что уровень образования в странах ЕАЭС сильно разнится, они сумели договориться о взаимном признании дипломов, за исключением некоторых профессий. Это заслуга интеграционных процессов, облегчившая жизнь многим гражданам», — напомнил Эдуард Полетаев
Виктор Санькович