Коронавирусная инфекция породила спрос на активизацию усилий региональных интеграционных группировок, на их вовлечение в процессы функционирования бизнеса, науки и общественных организаций.

Критическая проверка

Поскольку экономики стран ЕАЭС находятся в условиях критической проверки на устойчивость и трансформации рынка труда, анализ воздействия пандемии коронавируса и вызванного ею кризиса показал необходимость развития цифровых технологий. В ЕАЭС активизировали создание общих цифровых экосистем трудоустройства, логистики, промышленного сотрудничества. Поступило предложение создать единый реестр граждан стран ЕАЭС с целью эффективного перераспределения рабочей силы и для создания новых рабочих мест.

Все это свидетельствует о том, что идет поиск новых задач и направлений, которые могут стать подспорьем для развития евразийской интеграции. Об этом говорили казахстанские эксперты на состоявшемся в Алматы онлайн-заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Новые направления интеграции: перспективы и возможные результаты». Специалисты убеждены, что дальнейшие задачи развития сотрудничества должны непосредственно затрагивать интересы людей и быть направлены на улучшение их жизни.

Экспертное сотрудничество

– Если предлагать какие-то новые интеграционные направления взаимодействия стран ЕАЭС, я бы рекомендовала углубиться в сервисы для людей. У нашей страны есть неплохие наработки – электронное правительство Республики Казахстан, которое было позитивно воспринято в обществе и высоко им оценено, или система центров обслуживания населения, – подчеркнула советник директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Мадина Нургалиева и напомнила. – Согласно обзору по уровню развития электронного правительства, который раз в два года формирует ООН, Казахстан занял 29-е место среди 193 стран – членов ООН.

В 2018 году Казахстан находился на 39-м месте, в этом году мы улучшили свое положение на 10 позиций. Среди стран СНГ Казахстан занимает первое место, опередив Россию, Беларусь, Молдову, Украину, Азербайджан, Узбекистан и Армению. По индексу открытых данных правительства Казахстан занял 1-е место среди азиатских стран. По индексу онлайн-услуг – 3-е место среди стран Азии и 11-е место в общемировом рейтинге, опередив Люксембург, Израиль, Бахрейн, Бельгию, Китай, Италию, Малайзию, Португалию и Румынию. К примеру, город Алматы расположился на 29-м месте среди 100 городов мира по уровню развития местных онлайн-услуг. Учитывая наличие тренда цифровизации на всем пространстве ЕАЭС, эти проекты могли бы послужить некой моделью, опосредованной, а в дальнейшем – монетизированной.

По мнению Мадины Нургалиевой, надо углублять и продвигать сотрудничество экспертов. Этот тренд существует, и он активно развивается. Экспертные заключения, результаты обсуждений должны попадать на стол к людям, которые принимают решения. У этих обсуждений и их результатов должно быть продолжение.

Например, 27 мая 2020 года в ходе совещания Национального совета общественного доверия Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил МОН РК внедрить «Атлас новых профессий и компетенций» в качестве компонента системы профессиональной ориентации. В условиях стремительного технологического развития профессии и рабочие места быстро изменяются, устаревают и исчезают, поэтому государству необходимы новые точки опоры для прогнозирования кадровых потребностей. Казахстанский «Атлас новых профессий» стал результатом работы по методологии технологического форсайта компетенций Международной организации труда и школы «Сколково». Он создавался на основе разработанной в России методики Skills Technology Foresight. В 2016 году была начата адаптация и валидация этого проекта в Казахстане.

– Это те форматы, которые будут полезны в рамках ЕАЭС, – утверждает эксперт. – Потому что это модели будущего для молодежи. Такие проекты помогут понять, какие направления будут активно развиваться, какие новые технологии, продукты, практики управления появятся, и какие новые специалисты потребуются работодателям. Данные вопросы в любой стране всегда находятся в фокусе государственного внимания – ведь борьбу за привлечение качественных человеческих ресурсов никто не отменял.

Также советник директора КИСИ отметила, что в странах ЕАЭС пока в той или иной степени сохраняется дистанционный формат обучения.

– В данном случае можно выработать совместные подходы, образовательные платформы. Сейчас в Казахстане занимается активной деятельностью общественный фонд «Центр социальных программ», который вместе с местными и зарубежными партнерами осуществляет работу в области социализации и инклюзивного образования детей. Представители стран ЕАЭС могли бы скооперироваться для работы в этом направлении. К тому же в мире ежегодно увеличивается количество людей, страдающих аутизмом, – напомнила она.

Мотивационная карта

Важный момент, на котором из-за пандемии был сделан особый акцент, имеет отношение к гуманитарному сотрудничеству. Страны держат границы на замке и не используют потенциал евразийского туризма.

– Люди не понимают, почему нельзя ехать в братские страны, сомневаются в том, что это небезопасно, и т.д., – говорит директор Центра китайских исследований China Center Адиль Каукенов. – Все это свидетельствует о том, что гуманитарное понимание друг друга необходимо укреплять, что ему есть куда расти. Раз уж мы все оказались запертыми, то почему бы не расширить свободу передвижения хотя бы до контура внешних границ ЕАЭС? К тому же одна из четырех декларируемых ЕАЭС свобод подразумевает свободу передвижения. Так мы убьем сразу двух зайцев: с одной стороны, возникнет некоторое экономическое оживление, хотя не все верят, что туризм принесет ощутимую выгоду, с другой – окрепнут связи между людьми.

Эксперт предлагает принять на пространстве ЕАЭС мотивационную программу, как это было сделано в России для поддержки внутреннего туризма. Как известно, туристы, путешествующие по России, смогут получить частичный возврат потраченных средств в виде кэшбэка на карту. Этот национальный проект можно было бы вывести на более широкий, региональный евразийский масштаб.

Судя по всему, данное предложение вполне способно оживить евразийский туризм, на восстановление которого при ином раскладе может уйти несколько лет.

Азиатский банк развития в сентябре опубликовал результаты глобального исследования, посвященного возможностям восстановления туристической отрасли. В условиях пандемии здесь предлагается два пути: переориентация национального туризма с международных направлений на внутренние, а также создание «зеленых коридоров» между странами-партнерами для свободного и безопасного перемещения путешественников.

В конце августа Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал доклад «Евразийская экономическая интеграция – 2020», который в основном посвящен интеграционным итогам 2019 года. Однако в нем есть глава «ЕАЭС в контексте мировой рецессии на фоне пандемии». Согласно исследованию, наименее всего пандемия COVID-19 отразилась на предприятиях стран – участниц ЕАБР, выпускающих продовольственные товары и фармацевтическую продукцию, на отраслях строительства, а также на производствах, характеризующихся непрерывным циклом (добыча полезных ископаемых, нефтехимическая промышленность). Наибольшие потери в сложившейся ситуации понесли организации сферы услуг. Заметное ухудшение отмечено в оптовой и розничной торговле, туристической отрасли и ресторанном бизнесе, секторах, оказывающих прочие платные услуги населению.

При этом туризм, находящийся ныне в числе наиболее пострадавших отраслей, до недавнего времени рассматривался в качестве наиболее очевидной сферы для совместной работы в рамках ЕАЭС. Тем более что сектор услуг в Союзе сильно уступает показателям торговли товарами. Туризм, а также образование, наука, культура, спорт как сферы межгосударственного взаимодействия понятны большинству населения, по сути, далекого от восприятия сложностей, создаваемых общим рынком электроэнергии или рынком нефти и газа. Сфера услуг вполне может популяризовать интеграцию среди граждан стран-союзников и поспособствовать формированию общего пространства ценностей для людей. И все же новые гуманитарные направления интеграции – это пока некий аванс на будущее в условиях, когда сам ЕАЭС находится в ситуации экзамена.

По мнению авторов доклада ЕАБР, коронавирусный кризис поможет активизировать усилия региональных группировок, в том числе ЕАЭС, с целью повышения устойчивости цепочек поставок, расширения торговых отношений и углубления сотрудничества между их участниками. Глобализация не исчезает, но постепенно трансформируется, приобретая новую, региональную форму, что является естественным процессом отказа от торговых соглашений глобального характера, зачастую носящих чрезмерно навязчивый характер. 

ЮЛИЯ МАЙСКАЯ

Источник: Сайт политической информации Казахстана SPIK

от wefund