На площадке информационного агентства Sputnik Казахстан состоялось международное экспертное заседание «Программа политических реформ в Казахстане, оценки и перспективы». Организаторами мероприятия выступили: Центр Аналитических Исследований «Евразийский мониторинг», Политологический Центр «Север-Юг» и МИА «Sputnik Казахстан». Участие в нем приняли представители академического и экспертного сообщества Республики Казахстан и Российской Федерации.
В рамках заседания эксперты обсудили программу политических реформ, а также дали оценку влияния программы на двусторонние взаимоотношения между Казахстаном и Россией.
Обращаясь к участникам дискуссии директор Центра Аналитических Исследований «Евразийский Мониторинг» Алибек Тажибаев отметил важность укрепления союзнических отношений внутри Евразийского экономического союза.
«Мы знаем, что задолго до того, как Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием, велась тесная коллаборация между государством и гражданским обществом, которая была направлена на формирование политического курса реформ. И вторя экспертному дискурсу, очень важно отметить, что политические реформы, которые были озвучены, сложно оценить вне внешнеполитического контекста. Глава государства между строк отметил важность укрепления союзнических отношений внутри Евразийского экономического союза. Прежде всего опыт политических реформ в России и Казахстане может быть использован для взаимного понимания тех основных направлений сотрудничества экспертно-аналитической работы, которые могли бы способствовать эффективному, поступательному и успешному развитию наших стран. Со своей стороны хотелось бы отметить, что основная интенция казахстанского экспертного сообщества направлена на скорейшее урегулирование конфликта, а не на уменьшение партнерских и союзнических взаимоотношений между Казахстаном и Россией», — подчеркнул Тажибаев.
Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урала-Поволжья Института востоковедения РАН Игорь Савин отметил, что озвученные реформы, в первую очередь, направлены на диверсификацию политической жизни.
«Несомненно, послание Главы государства Казахстана – это программа политических реформ, принятая после событий, произошедших в январе. Все эти реформы направлены на диверсификацию политической жизни. В момент тяжелых внешнеполитических испытаний общество обычно монополизируется и более востребованным становится момент унификации политического поля. Если остановится на отдельных пунктах послания, то меня заинтересовали предложения, связанные с реформированием системы местного управления. Именно это является реальным механизмом донесения до власти всех уровней потребностей местных локальных сообществ. Подобное реформирование является сильнейшим вызовом и для населения, которому предстоит жить в рамках той социально-политической среды, которое население само организует», — подчеркнул эксперт.
В свою очередь, профессор Института дипломатии при Академии Государственного Управления при Президенте РК Таисия Мармонтова отметила, что развитие регионального управления позволит решить ряд проблем в отдаленных регионах страны.
«Мысль о том, что Казахстан суперпрезидентская страна уже не раз звучал в экспертном сообществе, и эту мысль подтвердил сам президент в своем послании. Учитывая небольшое количество населения страны, по сути, у нас есть лишь две выборные должности – это президент и акимы нижнего звена, к выбору которых мы пришли недавно. Безусловно, в тот момент, когда государство формируется и закладываются основные рабочие механизмы, мобилизационная экономика, основанная на ручном управлении и на жестких бизнес-процессах может быть эффективной. Но сегодня мы наглядно видим, что эти механизмы дают определенные сбои. Наша страна имеет программы, которые получают хорошие международные отклики. Однако до конца довести реализацию этих программ мы зачастую не можем. Именно поэтому, развитие регионального управления позволит решить проблему слабой управляемости», — сказала эксперт.
В заключении, Таисия Мармонтова особо подчеркнула, что комплекс инициатив в части регионального управления позволит повысить статус регионов и снизить существующие угрозы конфликтности.
«На сегодняшний день, мы имеем колоссальные диспропорции в уровне доходов и в социальной структуре. Ряд рисков социальной конфликтности идет в регионах Казахстана с низким уровнем доходов и низким индексом управляемости. И от вопросов оперативности реагирования местных исполнительных органов на чаяния и нужды граждан напрямую зависит снижение угрозы конфликтности, которые есть сегодня. Все мы понимаем, что эффективное государство – это то государство, которое может обеспечить своим гражданам весь необходимый набор социальных гарантий», — заключила Мармонтова.
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в своем выступлении отметил, что послание Токаева являлось фундаментальным с точки зрения определения будущего Казахстана.
«События в январе, добавили дополнительные аргументы к тому, что в Казахстане нужно проводить системные и последовательные реформы, которые позволят создавать политическую систему, открытую к чаяниям и проблемам общественности. Заявленное обращение президента во многом ожидалось как фундаментальное, с точки зрения определения будущего Казахстана. Благодаря предложенному Токаевым снижению порога регистрации политических партий до 5 тысяч человек, в стране должна повыситься политическая активность. А это в свою очередь, должно качественно развить политическое пространство в Казахстане, а также создать политическую конкуренцию. В дальнейшем все эти инициативы должны оптимизировать законотворческую работу Парламента», — заключил эксперт.
В свою очередь, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик рассказала о возможном улучшении социально-экономического самочувствия населения после создания трех новых областей.
«Очевидно, что запрос общества на социально-политическую модернизацию в Казахстане продолжает расти, и необходимо продолжать укреплять возникший диалог между гражданами и властью. Именно поэтому президентом было принято решение не затягивать презентацию пакета реформ, которые должны затронуть все сферы от политического устройства страны до местного самоуправления. Значительная часть реформ, которые мы услышали находились в разработке до событий трагического января. По своему содержательному наполнению, реформы не предусматривают какого-то радикально демонтажа выстроенной политической системы, потому что цель преобразований сменить парадигму политического развития через либерализацию. В первую очередь, было необходимо прекратить тренд сращивания институтов государственного управления и партийных структур. И поэтому знаковым решением было предложение о том, чтобы прекратить членство президента в составе партии. Создание новых областей должно качественно повлиять на социально-экономические самочувствие населения. К тому же, у нашей страны уже есть успешный пример Туркестанской области», — отметила спикер.
Эксперт также высказалась о том, что вопрос экстренной переориентации интересов или ослабления взаимодействия с Россией для Казахстана в повестке дня не стоит.
«В Казахстане четко сложился тренд о том, что обществу нужны перемены и государство готово выстраивать диалог с обществом. На сегодняшний день, необходимо в первую очередь сосредоточиться на обеспечении национальных интересов, которые в первую очередь заключаются в том, чтобы добиться стабильности. При этом, следует понимать, что многовекторность курса остается неизменной, и поэтому любая разбалансировка ценных институтов, которые мы скрупулезно устраивали на евразийском пространстве и в который Казахстан активно встроен, крайне нежелателен. Но при этом мы понимаем, что нельзя не учитывать то, что Казахстан уже на пороге столкновения с достаточно серьезными финансово-экономическими трудностями, которые связаны с резким обострением геополитической ситуации», — заключила Лидия Пархомчик.
Завершая мероприятие, исполнительный директор политологического центра «Север-Юг» Анжелика Трапезникова отметила важность того, что в нынешней сложной геополитической ситуации любой контакт на международном уровне создает условия для взаимопонимания и, это очень важно, особенно между такими близкими партнерами как Россия и Казахстан. «Политические реформы, изменения можно только приветствовать, потому как они назревали долгие годы и, безусловно, нашли отклик у большей части жителей республики. Российская Федерация, в свою очередь, также хочет видеть своих соседей экономически и политически крепкими, сильными и независимыми от внешнего влияния странами. Потому что именно эти факторы являются залогом прочных дружественных отношений между нашими государствами, залогом развития долгосрочных взаимовыгодных связей», — отметила Анжелика Сергеевна.
Все эксперты подчеркнули важность послания не только для внутренней политики Казахстана, но и для развития внешней политики страны.