4 октября 2022 года в Москве состоится II Каспийский экономический форум. Регулярное проведение Каспийского экономического форума призвано способствовать дальнейшему укреплению и развитию взаимодействия прибрежных государств в промышленной, торговой, энергетической, транспортно-логистической, инновационной, туристической, информационной и других сферах.
Курс на интеграцию
В свете меняющихся геополитических реалий все больше возрастает потребность в этой интеграции Казахстана. Под давлением санкций и падением экономики стран Европы, подобное сотрудничество позволит республике оставаться в плюсе. Тем более, что заинтересованные стороны, включая Казахстан, находятся в поисках эффективных механизмов защиты своих национальных интересов. В этом ключе главная задача — обеспечение эффективности выбранных стратегий, избегая при этом столкновений и конфликтов.
И, как государство с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке каспийского шельфа, Казахстан крайне заинтересован в достижении политической стабильности, безопасности и экономического процветания в регионе. К тому же, разработка каспийских ресурсов тесно связана с их транспортировкой на мировые рынки. А в этом контексте особую роль приобретают интеграционные связи Каспия.
Каспийское море в свете последних событий стало почти основным инструментом в международных транспортных маршрутах. Речь идет, прежде всего, о коридоре «Север –Юг», который проходит через Россию в Иран, а дальше в акваторию Индийского океана, и о другом маршруте – северная Европа – южная Азия. Эти пути приобретают для Казахстана и других стран каспийского региона статус торгово-транзитного перекрестка двух важных коридоров: широтного и долготного. Благодаря чему потенциал Каспийского моря возрастает многократно. Это приоритетно в контексте нынешних мировых событий, где одни страны ищут обход территории РФ – через Китай в Казахстан, Азербайджан, Грузию и акваторию Черного моря. Другие предпочитают российский транзит в обход санкций.
От ресурсов – к безопасности
Однако Казахстану следует учитывать три важных аспекта сотрудничества в рамках этого формата с другими государствами. Первый – ресурсный. Наша акватория Каспия богата углеводородами. Это нефтяные и газовые месторождения. Второй — военный фактор. Определенная умеренная милитаризация региона Каспийского моря помогает сохранять безопасность и не пускать в него третьи страны. Однако все эти вопросы на Каспии в настоящий момент не урегулированы до конца. В итоге то и дело на Каспии появляются представители НАТО или «третьих стран». И это несет серьезную угрозу для Каспийского региона. Особенно в условиях мировой политической турбулентности и региональной нестабильности. Урегулировать их – вопрос выживания.
Принятая в 2018 году Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, остается в подвешенном состоянии. Иран, последний из стран «пятерки», до сих пор не ратифицировал документ. В итоге военные стран – членов НАТО проявляют свое присутствие в рамках различных совместных программ с тем же Азербайджаном, что нарушает не только целостность безопасности региона, но и достигнутые договоренности между государствами. Остается лазейка для создания военных баз, предназначенных для ведения военных действий против некаспийских государств. И Казахстану это также невыгодно. Поэтому, в рамках II Каспийского экономического форума всем странам важно разработать документы, устанавливающие запрет военного присутствия на Каспии нерегиональных сил, не являющихся участниками Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Каспийский «Север-Юг»
Еще одной важной темой для Казахстана является оказание всеобъемлющей поддержки проекту международного транспортного коридора «Север-Юг». По словам известного центральноазиатского экономиста Кубата Рахимова, важность этого транзитного проекта в том, что в него входят Россия, Иран, Индия, Пакистан и страны Персидского залива. Это и выход на юго-восточную Азию. Использование транспортных маршрутов МТК «Север-Юг» позволяет сократить сроки доставки как минимум на 25%. Сроки доставки по сухопутному маршруту МТК «Север – Юг» могут варьироваться от 15 до 24 дней.
По оценке ЕАБР, потенциал грузовых перевозок по МТК «Север-Юг» может составлять от 14,6 до 24,7 млн тонн в год. При этом совокупный потенциал контейнерных перевозок по всем трем маршрутам коридора всеми видами транспорта может составить от 325 до 662 тыс. ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) и от 5,9 до 11,9 млн т. к 2030 году. Непосредственно через восточную ветку маршрута контейнерный грузооборот может составить от 74 до 160 тыс. ДФЭ к 2030 году. Плюс ко всему мультимодальный транскаспийский коридор сможет привлечь лишь 16% всего контейнерного грузопотока. В то время как на западный маршрут через Азербайджан и восточный маршрут через Казахстан придется около 60% и 24% контейнерного грузопотока.
Подобная перспектива выглядит весьма привлекательно для Казахстана в плане наращивания собственного транспортно-логистического потенциала.
«В совокупности этот Каспийский перекресток будет приоритетным вне зависимости от развития ситуации в Европе, и разделения на блоки в ближайшие 20–30 лет. Поэтому, сотрудничество в Каспийской акватории можно назвать уникальным. Это пересечение нескольких крупных игроков, среди которых Россия и Иран, а с другой стороны – Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. В партнерстве заинтересован также Китай, Турция, Грузия. То есть, Каспийская интеграция играет роль широтного коридора и имеет кучу интересантов. Но, что важно никто из стран в отношение Каспия не находится в привилегированном положении. Обеспечивается равенство всех игроков», — отмечает Кубат Рахимов.
Также Каспийская пятерка тесно сотрудничаем с прикаспийскими государствами в рамках Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, Организации экономического сотрудничества и других структур. А это огромное поле для взаимовыгодного сотрудничества и «живых» денег. Даже по цифрам наблюдается увеличение грузопотока почти в 7 раз за последнее время.
В своем выступлении с трибуны ООН Президент РК Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что транскаспийскому международному транспортному маршруту и Каспийской интеграции придан новый импульс. В ближайшие годы республика ожидает значительное увеличение грузопотока через Казахстан. И готова обеспечить позицию Каспийского моря в качестве моря мира и новых возможностей. А без сотрудничества и утеснения контактов с другими странами этой акватории это сделать будет достаточно сложно.
От безопасности – к сотрудничеству
Еще один важный аспект, больше относящийся к сфере безопасности, на который нужно обратить внимание Казахстану — противодействие деятельности иностранных неправительственных организаций в Каспийском регионе. Речь идет, прежде всего, о деструктивных НПО, играющих в псевдоэкологию или в псевдобезопасность. Однако решать эту проблему нужно не в одиночку, а совместно с партнерами по региону: Россией, Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном. В противном случае, ситуация лишь усугубится.
«При определенном направлении ветра можно раздуть любой огонь – от истерики до оправдания. Три вышеперечисленных блока (ресурсный, военный и транзитный) могут стать триггером для деструктивных НПО. И блокировать любой проект. Механизма для борьбы с НПО два: гласность и активность. За счет открытого обсуждения проблем странами «Каспийской пятерки» нужно перехватывать инициативу, привлекать компетентных специалистов для контраргументации. И делать это только в рамках интеграции! Тогда у НПО не будет тем для обсуждений. Неплохо также поддерживать конструктивные неправительственные организации. И отражать это в национальных и международных программах освоения Каспия», — считает Кубат Рахимов.
Что касается сотрудничества с Россией и проектов в Каспийском море, то здесь нельзя забывать два ключевых момента. Одно из крупных месторождений, который разрабатывается консорциумом «Тенгиз» имеет прямую взаимосвязь с Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК). Есть еще и месторождение Хвалынск. Это совместная разработка России и Казахстана – «Роснефти» и «Казмунайгаза».
«Эти проекты носят партнерский характер. К тому же, в рамках интеграции стран Каспия, КТК выходит из замкнутого проекта в мировую акваторию. И такая ближайшая акватория – Черное море. Была ситуация, когда часть этих рукавов консервировалась или останавливалась. Кто-то расценивал это, как инструмент давления со стороны России, кто-то признавал, как есть. Но это в корне неверно. Транзит казахстанской нефти по КТК – высокодоходный бизнес и живые деньги. Понятно, что в условиях геополитической турбулентности, когда цены на углеводороды достаточно высокие, это выгодно всем государствам Каспия. То есть, в этих совместных проектах зарабатывает Казахстан, Россия и остальные страны Каспийской интеграции. Ломать себе доход невыгодно ни одной из них», — говорит Кубат Рахимов.
Сейчас Казахстану и другим государствам Каспийского региона важно работать сообща. Уход от обсуждения проблем может болезненно отразиться на ситуации в акватории моря. А чтобы максимально охватить все выгоды и устранить вышеперечисленные риски в политической, экономической, военной и других областях необходимо создание Каспийского совета. Инициатором его создания недавно выступила Россия. Он призван стать гарантом выполнения договоров и обязательств для всех участников Каспийской пятерки. Устранить существующие недопонимания без подобного Совета будет достаточно сложно. Но те страны региона, кто в ближайшее время возьмет курс на каспийское единство и утеснения сотрудничества в регионе, будет в выигрыше.
Аманжол Смагулов