«События в Украине ныне стали индикатором отношений Европейского союза и постсоветского пространства», — заявил казахстанский политолог Дулатбек Кыдырбекулы на состоявшемся в пятницу заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Что нужно Европе в Центральной Азии?». Известные эксперты, собравшиеся на мероприятии, подвергли конструктивной критике результаты Стратегии ЕС в Центральной Азии на 2007-2013 гг., чья работа завершается в нынешнем году. Казахстанские политологи выказали свои оценки документу раньше, чем представители ЕС, которые официально еще не озвучивали результаты стратегии.
Как заметил политолог Эдуард Полетаев, «скучным бюрократическим документам общественность ряда стран бывшего СССР ранее не придавала большого значения, пока в Украине не случился «Евромайдан» — акции протеста против решения отложить подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Поэтому, представляется важным, чего же сумела добиться Европа за 7 лет действия стратегии, в рамках которой на различные программы выделила около 719 млн. евро».
Полетаев отметил, что украинские события «побудили некоторых отечественных общественных деятелей высказаться о том, что Казахстану необходимо стремиться к интеграции с Европой, а ряд СМИ указали, что Евросоюз после Киева начал обхаживать Центральную Азию».
И действительно, как отмечают организаторы мероприятия, политика Евросоюза в отношении региона ориентируется на дальнейшее проникновение. «По словам еврокомиссара по развитию Андриса Пиебалгса, Евросоюз готов выделить около 1 млрд евро в период 2014 – 2020 гг. на поддержку мер для укрепления безопасности, развития демократии и верховенства права. Также в Брюсселе одобрен План действий ЕС по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии на 2014-2020 годы», — сказано в распространенном организаторами пресс-релизе.
По мнению Полетаева, «активность ЕС в регионе не имеет отношения к событиям в Украине, это обычный рабочий процесс, связанный с тем, что заканчивается работа в рамках одного документа, и намечается создание нового, причем, вряд ли последний будет принципиально отличаться».
В свою очередь политолог Андрей Чеботарев сказал, что «важность принятия и действия рассматриваемой стратегии обусловлена, прежде всего, тем, что среди всех ведущих внешних участников геополитических процессов в Центральной Азии Евросоюз практически является единственным, кто располагает полноценным концептуальным документом. Это обстоятельство придает деятельности ЕС по продвижению своих ценностей и стратегических интересов более системный и последовательный характер».
Чеботарев подчеркнул, что на официальном уровне реализация стратегии встречает больше положительных оценок, однако много критики раздается среди европейских экспертов, а в самой Центральной Азии — со стороны правозащитных организаций и иных институтов гражданского общества.
«Стратегия оказалась провальной практически по всем шести направлениям, разве что за исключением области образования», — сказал Чеботарев. Политолог Марат Шибутов заметил, что «Европейскому союзу акцент надо было сделать на двусторонние отношения со странами Центральной Азии».
Стратегия ЕС официально именуется как «Европейский союз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства». Документ был принят Европейским советом в июне 2007 года. Стратегия определяет шесть основных направлений взаимодействия ЕС с центрально-азиатскими государствами. Основные направления:
— Права человека, верховенство права, ответственное государственное управление и демократизация
— Инвестирование в будущее: молодежь и образование
— Содействие экономическому развитию, торговле и инвестициям
— Укрепление энергетических и транспортных каналов
— Устойчивость в области окружающей среды и водные ресурсы
— Борьба с общими угрозами и проблемами.