Интеграционные инструменты помогут усилить конкурентоспособность туризма в странах ЕАЭС

28.10.2016

Пожалуй, сегодня в мире нет ни одной страны, которая не была бы заинтересована в развитии туризма. Особенно это касается тех государств, чья экономика тесно связана с доходами от этого вида деятельности. Не остаются в стороне и страны Евразийского экономического союза. Участники экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы, на днях дискутировали на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество». Признав, что страны-партнеры располагают огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, эксперты отметили, что они пока занимают весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. И культурно-туристская дипломатия поможет изменить ситуацию.

Туризм — одна из динамично развивающихся отраслей экономик многих стран мира, которая обладает большим потенциалом роста. При этом рационально организованный туризм – это особый вид экспорта, представляющий потребителям услуги и реализующий их потребности на конкретной территории, причем вывоза национальных ресурсов не требуется. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила ХХI столетие веком устойчивого развития, неотъемлемой частью которого является туризм. В свою очередь, Всемирной Туристской Организацией (UNWTO) отмечается особая роль туризма в укреплении межкультурного взаимопонимания и уважения.

Туризм является сферой, в которой отношения между странами достигают наибольшего консенсуса при наименьших разногласиях. Туристско-культурная дипломатия становится важным каналом формирования и распространения имиджа и продвижения международного признания той или иной страны, вопросом двусторонних переговоров. Об этом, в частности, свидетельствует обсуждение новых возможностей развития туризма между Казахстаном и Россией в рамках XIII Форума межрегионального сотрудничества. По данным доклада «Международный туризм-2015» UNWTO, туризм обеспечивал в 2015 году 10% мирового ВВП. Выросло количество международных туристских прибытий, составившее 1 млрд. 186 млн человек. Международный туризм дает 7% от общего объема мирового экспорта и 30% от экспорта услуг.

«С августа 2016 года начались групповые поездки китайских туристских групп в Казахстан в рамках «Года туризма КНР в РК», — отметил политолог Эдуард Полетаев. — В России подобная программа уже действует и является эффективной. Тем более, что туристы из Китая считаются сегодня одними из самых желанных гостей. Что касается интеграционных инструментов, то туризм упоминается в статье 27 раздела 6 Договора об ЕАЭС, который предоставляет 4 свободы передвижения. Кроме того, работает Совет по туризму государств-участников СНГ. Исследования в сфере туризма и путешествий показывают, что туристы отдают явное предпочтение маршрутам в пределах их собственного региона, в частности 4 из 5 туристских прибытий в мире происходит в пределах одного региона. Ряд договоренностей, подписанных, в частности, между казахстанской и российской сторонами о совместном развитии индустрии туризма, проведение ЭКСПО-2017 и Универсиады-2017 в Казахстане, Чемпионата мира по футболу-2018 в России – все это даст мощный толчок для увеличения туристических поездок».

По мере того, как экономические выгоды от туризма становятся все более очевидными, появляются предложения о необходимости построения единого Евразийского туристского пространства на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей. Туризм рассматривается не только как источник доходов, но и как основа для развития социокультурной среды, воспитания патриотизма и формирования целостной гражданской общности. Так, в Казахстане реализация 86 шага (Разработка и реализация масштабного проекта Ассамблеи народа Казахстана «Большая страна – большая семья») в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» увязана с Концепцией развития туристской отрасли РК до 2020 года и с созданием региональных культурно-туристских кластеров. Авторитет стран Евразии определяется не только их экономическими ресурсами, но и культурным достоянием наций. Культурно-туристская дипломатия способна работать на укрепление международного авторитета любой страны, служить свидетельством ее туристской привлекательности. Туризм помогает добиваться результатов там, где их трудно достичь общепринятыми способами. Страны, осуществляющие широкий туристический обмен легче других конструктивно решают возникающие между ними проблемы. Сегодня туризм является формой народной дипломатии, приобретающей особую значимость в условиях глобализации и информатизации мира.