В Алматы в конце октября состоялось очередное заседание экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?», в котором приняли участие известные казахстанские политологи, экономисты, представители академического сообщества и журналисты.
В настоящее время Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества. Но общим рынкам необходим соответствующий общий подход к формированию кадров. Органы образования стран ЕАЭС уже давно в авангарде интеграции: взаимодействуют друг с другом министерства образования, много совместных образовательных программ и проектов, работает Евразийская ассоциация университетов. Даже идея создания ЕАЭС была провозглашена 21 год назад в стенах МГУ им. Ломоносова.
В настоящее время процесс развития образовательного сотрудничества в рамках ЕАЭС активизировался. В Договоре о создании Союза указано, что члены союза признают все образовательные квалификации, кроме специальностей по правоведению, медицине, фармакологии и педагогике. Для молодежи будет создана единая образовательная программа «Евразийская интеграция». Но какой должна быть система образовательных стандартов на интеграционном уровне?
Для успешного сотрудничества необходимо, чтобы у сторон был взаимный интерес. Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы, что будет устраивать и работодателей, которые поймут, чего ожидать от того или иного выпускника.
Пока же системы образования отличаются друг от друга. В Казахстане, например, сдают ЕНТ, в России и Армении — ЕГЭ, а в Беларуси выпускной экзамен по четырем предметам. Есть ли смысл вводить единую систему оценок или надо найти другое решение вопроса? Действительно ли унификация образовательных стандартов будет происходить безболезненно и подтолкнет к новому витку сотрудничества между нашими странами?
«Нужно вырабатывать новые подходы в области образования посредством экспертного обсуждения и деятельностью образовательных учреждений. профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Галия Мовкебаева. — И задача академического сообщества — довести до сознания людей, что же такое евразийская интеграция и каковы ее преимущества, как можно получить образование, обучаясь не только в вузах Европы или Америки, куда в основном стремится наша молодежь… Поэтому на первый план выходят задачи коррелирования образовательных стандартов и образовательных программ».