Программа межрегионального и приграничного сотрудничества производит впечатление

23.08.2016

Стратегический характер отношений между Казахстаном и Россией создает условия для многоформатного сотрудничества, в котором особо выделяется приграничное взаимодействие. Мировой опыт развития современных государств свидетельствует, что приграничные регионы в большой степени влияют на их экономический рост. Именно на межрегиональном и приграничном уровнях закладывается реальная кооперация между странами. Об этом говорили участники экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Перспективы со смыслом: тенденции развития приграничного и межрегионального сотрудничества Казахстана и России», состоявшегося в Алматы.
Протяженность российско-казахстанской государственной границы составляет около 7,5 тыс. км. Приграничная территория двух стран охватывает 12 регионов с российской стороны и 7 областей с казахстанской, где проживают около 32 млн человек. 104 места пересечения государственной границы обеспечивают приграничную торговлю, на которую приходится около 40% двустороннего товарооборота. Между регионами двух стран заключено порядка 300 соглашений, охватывающих разные области взаимодействия. Традиционным стало проведение тематических ежегодных форумов межрегионального сотрудничества с участием глав государств. Осенью 2016 года пройдет уже XIII форум, посвященный развитию транспортно-логистического потенциала на евразийском пространстве. По словам Президента РК Нурсултана Назарбаева, сказанным во время встречи с Президентом РФ в г. Сочи в августе 2016 г., желательно «чтобы кроме приграничных регионов Москва, Санкт-Петербург и восточная Россия тоже приняли участие в этом саммите. Готовится очень много проектов, примерно на 25 млрд. долларов совместных контрактов, и это будет значимая встреча в экономическом плане».
Казахстан является одним из главных торговых партнеров для многих субъектов РФ. В настоящее время приграничное сотрудничество двух стран базируется на Соглашении между правительствами РФ и РК о межрегиональном и приграничном сотрудничестве, заключенном 7 сентября 2010 г. в г. Усть-Каменогорск. Главный акцент в документе сделан на развитии экономического сотрудничества в различных отраслях, а также в таких сферах, как научно-техническая, культурная, гуманитарная, социальная и образовательная. Механизмы сотрудничества более конкретизированы в двусторонних соглашениях между российскими и казахстанскими регионами. Многое сделано с помощью народной дипломатии, взаимодействия ученых, деятелей искусств, деловых кругов. Потенциал приграничного и межрегионального сотрудничества стороны планируют существенно усилить в будущем.
«15 сентября 2011 года на межправительственном уровне была принята Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на 2012-2017 годы, — разъяснил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. — 17 августа 2012 года был подписан План мероприятий по реализации этой программы, где прописаны конкретные направления и запланированные меры. Получается, что уже в следующем году действие этих документов завершится.
В принципе, данная программа и план по ее реализации производят впечатление. В частности, предусмотрено осуществление совместных производственных проектов. Однако на официальном уровне обеих государств практически нет открытой и более-менее содержательной информации о том, что именно уже реализовано в рамках рассматриваемой программы. По России определенные сведения время от времени сообщают власти приграничных с Казахстаном субъектов федерации. По Казахстану же этот документ упоминался последний раз 27 августа 2013 года, когда в Астане прошло 13-ое заседание Подкомиссии по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Поэтому оценить полноту данного сотрудничества между Казахстаном и Россией, не имея информации по конкретным практическим результатам, затруднительно.
Фактически межрегиональное и приграничное сотрудничество между Казахстаном и Россией образует серьезную экономическую составляющую ЕАЭС. По большому счету, в процессе евразийской интеграции много политики и мало экономики. Тогда как указанный формат межгосударственного взаимодействия дает многое именно по экономической линии. Причем максимальный акцент следует делать на развитие межрегионального сотрудничества, не требующего обязательного географического соприкосновения регионов двух стран».