В настоящее время в стране осуществляется процесс переориентации программы «Болашак», в результате чего приоритетными станут технические, естественно-научные и сельскохозяйственные направления подготовки специалистов. По ним будет увеличено число стипендиатов и количество вузов. Однако эксперты убеждены, что оценка кадрового потенциала выпускников недостаточно исследована.

Несколько лет назад в Казахстане уже поднимали вопрос о необходимости подготовки IT-специалистов, инженеров, занимающихся роботостроением и нанотехнологиями. В связи с этим было увеличено количество грантов для студентов, обучающихся техническим специальностям. В ближайшее время в стране намечено открыть филиалы российских вузов, которые будут ориентированы на технические специальности.

– Мы не первое десятилетие говорим о том, что в Казахстане дефицит специалистов-технарей, – отмечает заместитель генерального директора по аналитическим проектам Eurasian Center for People Management (ECPM) Леся Каратаева. – Государство на уровне грантовой поддержки активно способствует развитию технических специальностей. Например, было принято решение, что доля грантов на эти специальности по программе «Болашак» будет увеличена с почти 40 до 60%. Если принять во внимание, что, помимо технических специальностей, стипендии «Болашак» предоставляются еще и по естественно-научным, гуманитарным, социальным, педагогическим и медицинским, то становится видно, что доля технических специальностей была доминирующей и до 2022 года.

Эксперт также сказала о том, что государство прилагает усилия для поддержки казахстанских студентов по наиболее востребованным специальностям, но кудато потом эти специалисты исчезают.

– Что касается грантовой поддержки абитуриентов казахстанских вузов, то технические специальности и в этом направлении не первый год являются приоритетными, – подчеркнула она. – Возьмем в качестве примера данные за 2017 год. Тогда на специальность «основы экономики и права» выделили 31 грант, на «экономику» – 80, на «финансы» – 60.

В том же году на «биотехнологию» выделили 520 грантов, на «автоматизацию управления» – 455, на «вычислительную технику» – 648, на «технологию конструирования изделий легкой промышленности» – 363. Странно, что мы бьем в набат по поводу нехватки специалистов, стремясь ликвидировать дефицит кадров, целенаправленно увеличиваем количество грантов на технические специальности, но проблема так и не уходит с повестки дня.

Почему так происходит? Где, когда и как Казахстан теряет человеческий капитал? По всей видимости, этот вопрос еще ждет своего детального рассмотрения.

– Однако уже сейчас очевидно, что казахстанские вузы успешно справляются с ролью организаций, оказывающих образовательные услуги для граждан, но все еще не стали ключевым элементом системы обеспечения рынка труда необходимыми кадрами. Возможно, потому, что и сам бизнес не уделяет достаточного внимания процессу подготовки специалистов в вузах, – считает специалист.

С одной стороны, в стране говорят о нехватке специалистов по техническим специальностям, с другой – должны предполагать, что Россия и Казахстан конкурируют за наиболее талантливых студентов.

– Отсюда вопросы: в какой стране будут работать молодые специалисты, вернутся ли казахстанские студенты, которые обу чаются на территории России, на родину? – рассуждает профессор Казахстанско-Немецкого университета Ирина Черных. – И насколько выпускники российских вузов будут востребованы казахстанским рынком труда? Оценка кадрового потенциала даже тех, кого выпускают казахстанские вузы, не очень исследована. В этом смысле мы уже знаем печальный опыт некоторых выпускников программы «Болашак», которые с трудом устраиваются по специальности в те или иные исследовательские центры, на производство.

Так выходит, что их знания и навыки, которые они получали в западных странах, становятся невостребованными здесь хотя бы потому, что исследовательские задачи, которые решают наши центры, совершенно иные. В этом плане, по мнению экспертов, становится важным вопрос, связанный с исследовательскими практиками.

Директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов считает не случайным акцент на развитии технических специальностей.

– Наверное, у Министерства образования и науки Казахстана имеются статданные, – предположил он. – Львиная доля казахстанских абитуриентов, выезжающих в Россию, как раз выбирают не педагогические и гуманитарные, а технические специальности. Именно на западе страны, где много иностранного капитала, управляющий инженерный персонал представлен многими зарубежными специалистами. И мы правильно делаем, что требуем замещать иностранных специалистов отечественными. Но кроме технических специалистов высокого уровня Казахстану нужны педагоги нового типа, выполняющие неклассические задачи, – убежден эксперт.

– Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0» для внедрения практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы, – резюмировал А. Арупов. – Современные ученики хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. Поэтому, прежде чем говорить об акцентах на те или иные технологические специальности, мы должны начинать со школы, с подготовки учителей.

Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы

Источник: республиканская общественно-политическая газета «Литер», №43 (4119)

от wefund