27-28 августа 2020 г. на коммуникационной платформе ZOOM прошел онлайн-медиатренинг для журналистов стран Центральной Азии «Медиатренды Центральной Азии в условиях «новой реальности». Организатором серии мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций молодых представителей медиасферы, выступил российский Политологический центр «Север – Юг» (ПЦСЮ) при поддержке Фонда президентских грантов.

Приветствуя участников медиатренинга, исполнительный директор ПЦСЮ Анжелика ТРАПЕЗНИКОВА отметила, чтопо своей сути, целям и задачам проект является продолжением традиционных региональных медиатренингов, которые ранее проводились в оффлайн-формате и зарекомендовали себя в качестве эффективных диалоговых площадок. В нынешнем году привычный формат мероприятий был изменен.

— 2020 год привнес в нашу жизнь немало неожиданностей. Одна из них – пандемия COVID-19, которая оказалась новым глобальным вызовом: мы являемся свидетелями того, как под влиянием этого фактора в разных сферах ломаются привычные шаблоны, происходит переформатирование устоявшихся алгоритмов деятельности. Некоторые форматы взаимодействия социумов и их сегментов уходят, им на смену приходят иные, более прогрессивные и эффективные. Особенно ярко эти тренды проявляются в сфере масс-медиа и сетевых коммуникаций, что диктует необходимость держать руку на пульсе событий для тех, кто вовлечен в эту сферу профессионально, – сказала А.Трапезникова.

Исходя из реалий, инициаторы проекта постарались включить в повестку мероприятий медиатренинга те вопросы, которые не просто отражают актуальные тенденции в сфере журналистики и общественных коммуникаций, но и могут быть успешно применены в осуществлении профессиональной миссии медиасообществами России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, в том числе для реализации совместных медиапроектов.

В первый день работы площадки прошли тренинги и мастер-классы, спикерами которых выступили ведущие журналисты и редакторы национальных СМИ, медиаэксперты и медиатренеры государств Центральной Азии и России.

В тренинге «Влияние фактора пандемии на формирование информационной повестки региональных масс-медиа: национальная специфика» шеф-редактор интернет-издания «ДНИ.ру» (Российская Федерация) Евгения НАУМОВА представила исследование «топовых» тем в период с марта текущего года, которое подтвердило явное доминирование темы COVID-19 и в российских, и в зарубежных медиа. При этом отмечалось, что популярность темы обусловила и небывалое количество фейков вокруг нее. Сдерживанию потока непроверенной информации способствовало своевременное введение штрафных санкций и административной ответственности в отношении СМИ и физических лиц, предпринятое руководством ряда государств.

В целом, на фоне пандемии актуализировалась проблема доверия населения к официальной информации и неофициальной, активно распространяемой через соцсети и мессенджеры.

Участники тренинга отметили в связи с этим возросшую необходимость тесного взаимодействия между представителями СМИ и уполномоченных органов государственной власти и констатировали, что во многих государствах Центральной Азии такое взаимодействие было обеспечено оперативно и осуществлялось в карантинный период на постоянной основе. При этом онлайн-формат общения существенно ограничивал возможности раскрытия тем в деталях и создания эксклюзивного контента.

На необходимости развития экспертных навыков у журналистов акцентировал внимание старший научный сотрудник ИМИ МГИМО Университета МИД России (Российская Федерация) Алексей ТОКАРЕВ в ходе содержательного, креативного мастер-класса «Своя правда: фактчекинг и внешнеполитический анализ».

Он призвал молодых журналистов не судить о настроениях в обществе по себе и по своему окружению. Подобные суждения не представляют собой «репрезентативную выборку». В освещении событий, особенно важных политических событий, любую информацию нужно подвергать сомнению, работать с источниками, с нормативно-правовыми актами, чтобы понимать контекст, взаимосвязь событий и явлений.

— В периоды кризисов существенно возрастает количество диванных и кухонных экспертов. Важно помнить: в сфере внешней политики есть два официальных источника – президент страны и министр иностранных дел. Все остальные мнения – личные. При этом заявления официальных источников весят очень много и очень много значат, даже если они сделаны в соцсетях, – считает эксперт.

На примерах из личной журналистской и экспертной деятельности А.Токарев поделился практиками и методами получения, проверки достоверности и анализа информации.

Руководитель Информационного агентства и радио Sputnik-Кыргызстан (Кыргызская Республика) Елена ЧЕРЕМЕНИНА в ходе тренинга «Адаптация деятельности средств массовой информации к условиям ограниченной мобильности: перспективные практики» рассказала о специфике организации работы редакции в режиме «вне офиса».

По мнению спикера, подобный формат способствует более широкому включению в контент средств мультимедиа, побуждает журналистов к более тщательной проработке официальной и правовой информации, ее ретрансляции на «человеческом языке».

Тем не менее, в работе «на удаленке» наличествует ряд минусов: ограниченный доступ к информации и ограниченное число ньюсмейкеров, дефицит иллюстративного ряда и др.

— Примечательно, что в онлайн-формате интенсивность работы не снизилась. Напротив, количество материалов возросло на 20%-30%, расширился формат коммуникаций с аудиторией. Но содержательная составляющая контента просела. Кроме того нам пришлось остановить ряд проектов, которые не предусматривали заочного формата, – констатировала Е.Череменина.

Актуальный после пандемии тренд внеофисной работы медиа, по ее мнению, имеет право на существование, но лишь частично поскольку «интересные авторские материалы создаются только в личном контакте».

Работа первого дня медиатренинга завершилась мастер-классом «СМИ и власть: новые форматы взаимодействия» от главного редактора портала «Uzmetronom» (Республика Узбекистан) Сергея ЕЖКОВА.

Рассказав о специфике информационного поля Узбекистана, спикер особое внимание уделил «принципу равноудаленности» в деятельности медиа и отдельных журналистов, который, с одной стороны, обеспечивает независимость суждений, с другой – позволяет контактировать с властью, без чего любое средство массовой информации не найдет своего читателя, зрителя.

Также С.Ежков выделил важное качество, без которого, по его мнению, невозможно взаимодействие СМИ и власти:

— Личные контакты возможны только на основе личной порядочности журналиста. Если нет личной порядочности, с вами не будут иметь дела. Это очень важно на все времена, – уверен С.Ежков.

Рабочая программа онлайн-медиатренинга продолжилась 28 августа 2020 г. заседанием круглого стола «Медиатренды Центральной Азии в период пандемии COVID-19».

В мероприятии, модератором которого выступил координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей МАСАУЛОВ, приняли участие медиаэксперты из России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

В ходе дискуссии рассмотрены различные аспекты влияния фактора пандемии коронавируса на деятельность региональных СМИ, а также новые долгосрочные тренды, сформировавшиеся в сфере общественных коммуникаций.

В карантинный период участники констатировали повсеместное снижение интереса аудитории к традиционно востребованным ранее темам и одновременно зафиксировали повышенное внимание к внутренней социальной повестке: люди активно интересовались динамикой развития ситуации, предпринимаемыми мерами в сфере образования и здравоохранения, следили за выступлениями чиновников и официальных лиц.

Как отметила заместитель руководителя ЦСПИ «Стратегия» (Республика Казахстан) Ольга СИМАКОВА, в период пандемии количество казахстанцев, принявших за правило смотреть трансляции заседаний правительства в онлайн-режиме, существенно увеличилось и остается стабильно высоким в настоящее время.

— При этом заметно вырос и уровень критического восприятия информации населением. Люди не просто «потребляют» информацию, но и выражают оценочное отношение к ней, конкретно и предметно формулируют свои запросы и требуют от чиновников такой же конкретики в решении проблем, – констатировала О.Симакова.

Тренд проявления «зрелости» гражданского общества и объективную необходимость реагирования на него представителей власти и СМИ подтвердил также Сергей ЕЖКОВ.

— То, что СМИ не замечали ранее, они стали замечать, то, что ранее власти не комментировали, начали комментировать и вынуждены были оперативно разбираться с проблемами. Это позитивная тенденция, поскольку общественный контроль – важная составляющая развития нормального государства, – считает эксперт.

Важную тенденцию инициации законопроектов по недопущению распространения фейков отметил главный редактор ИА «Eurasia Today» Евгений КОРОТОВСКИХ (Кыргызская Республика). Также, по его мнению, заслуживает поощрения обращение внимания региональных медиа к деятельности волонтерских движений и организаций, весомо заявивших о себе в период пандемии.

Мнения, озвученные в экспертном диалоге, резюмировал С.Масаулов.

— Пандемия COVID-19 в странах региона стала своеобразным импульсом к самоорганизации общества, формирования запроса на эффективность и ответственность государственной власти. Это очевидный и долгосрочный социальный тренд, который во многом определяет задачи и приоритеты масс-медиа в условиях «новой реальности», – заключил модератор.

В тот же день состоялись иные мероприятия медиатренинга.

В ходе тренинга «Социальные сети как ресурс классической журналистики: методы эффективного продвижения информпродукта» SMM-редактор интернет-издания «ДНИ.ру» Анна ПАРШУКОВА (Российская Федерация)представила детальный анализ рынка соцсетей, рейтинг их популярности и специфические характеристики, на примере успешных кейсов ознакомила слушателей с принципами и методами эффективного продвижения контента в соцсетях.

По мнению спикера, социальные сети не могут быть альтернативой профессиональной журналистике, но уже сегодня служат полезным и эффективным вспомогательным инструментом в выборе тем, формулировании инфоповодов, привлечении внимания аудитории к информационным продуктам.

Казахстанский эксперт Ольга СИМАКОВА посвятила авторский тренинг социальным вызовам периода POST-COVID и исследованию сути запроса на позитивный контент.

— В нынешних условиях доступа к информации каждый из нас – сам себе редактор. Мы сами формируем свою ленту новостей. И здесь важно, какой материал предоставляет то или иное информационное агентство. С моей точки зрения, позитивный контент – это материал, который увлекает и мотивирует, когда человек выносит из информации что-то важное для себя. Позитивный – не обязательно веселый, но обязательно полезный материал, который способствует решению проблемы, задачи, – считает О.Симакова.

По мнению эксперта, создание позитивного контента – зона социальной ответственности медиа.

Мастер-класс «Проверка коронавирусом: изменились ли медиа после пандемии», который провела директор Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (Российская Федерация)Дарья ЧИЖОВА, вылился в оживленную дискуссию о доверии общества к СМИ и потенциальных механизмах повышения авторитета медиа. В связи с этим участники диалога выделили еще один актуальный и универсальный медиатренд – запрос на экспертное мнение, который обуславливает необходимость тесного взаимодействия представителей журналистских и экспертных сообществ государств региона.

По завершении рабочей программы Анжелика ТРАПЕЗНИКОВА проинформировала участников о предстоящих мероприятиях и пригласила слушателей медиатренинга к тесному взаимодействию на постоянной основе.

В свою очередь слушатели курса отметили высокий содержательный уровень и практическую ценность состоявшихся тренингов и мастер-классов, многие из которых, по их словам, заслуживают неоднократного повторного обращения.

от wefund