21 декабря в Астрахани состоялся международный круглый стол, посвящённый 30-летию сотрудничества государств-участников СНГ. Организаторами мероприятия «Международное сотрудничество в сфере высшего образования: перспективы интеграции образовательных пространств стран СНГ» выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия» (Астрахань, Россия), Астраханский государственный технический университет и Ассоциация государственных университетов и научно-исследовательских центров прикаспийских стран.
От научных проектов до молодёжной политики
Сфера высшего образования – одна из приоритетных в гуманитарном сотрудничестве прикаспийских стран. Одним из самых эффективных интеграционных проектов в этой области можно назвать Ассоциацию университетов и научно-исследовательских центров прикаспийских государств, штаб-квартира которой вот уже 25 лет находится на базе Астраханского государственного технического университета. Именно этот вуз и стал местом проведения круглого стола.
«Эти 30 лет действительно большая и важная дата. Сфера образования и науки – одна из объединяющих наши страны. За это время многое сделано. АГТУ гордится, что стоит у истоков Ассоциации, но у нас есть и другой позитивный пример кооперации в сфере высшего образования – создание и открытие филиала в Республике Узбекистан», — начал встречу проректор по международным связям АГТУ Сергей Виноградов.
Речь идёт о создании ташкентского филиала Астраханского государственного технического университета. Решение об этом было принято и инициировано президентом Республики Узбекистан в апреле 2018 года. В стране уже действуют 123 высших учебных заведения, при этом астраханский филиал АГТУ особенно ценен своей подготовкой специалистов рыбной отрасли. В Узбекистане это направление считают перспективным. По словам исполнительного директора филиала АГТУ в Ташкентской области Абдуллажона Хамракулова, за последнее время в Узбекистане сделано очень много для налаживания международных связей в области высшего образования: «У нас открыто 15 филиалов российских вузов, организована деятельность совместных образовательных программ с вузами России. В нашем филиале сейчас обучается более 500 студентов. А сколько учится по совместным образовательным программам в России и странами СНГ! Это говорит о том, что всестороннее развитие в сфере высшего образования идёт вверх».
Абдуллажон Хамракулов предложил коллегам конкретные проекты для дальнейшего сотрудничества. По мнению эксперта, необходима двусторонняя подготовка специалистов по востребованным в регионе профессиям, поддержка научных исследований и развитие молодёжной политики: «Мы думаем, что нужно содействовать практической реализации: увеличивать совместные научно-практические проекты, расширять программы по обмену студентами, развивать грантовые конкурсы и стажировки в двустороннем формате».
Интеграция со школьной скамьи
Все вузы, принявшие участие в международном круглом столе – участники Ассоциации университетов и научно-исследовательских институтов стран Прикаспия. В том числе и Каспийский университет технологий и инжиниринга им.Ш.Есенова (г. Актау, Республика Казахстан). В декабре на базе этого учебного заведения состоялась Генеральная Ассамблея Ассоциации. Об этом коллегам рассказал директор исследовательского института, заведующий центром «Зеленые технологии» Каспийского университета технологий и инжиниринга им.Ш.Есенова Нурлан Изтелеуов.
«Наша цель – создание единого образовательного пространства наших стран. Оно может быть сформировано через мобильные программы для преподавателей и студентов, взаимодействие гуманитарных структур, координацию в информационной сфере и в том плане Ассоциация университетов – основной инструмент для реализации всего вышеперечисленного», — подчеркнул эксперт.
Изтелеуов сделал акцент на сотрудничестве в информационной области, а именно – взаимном доступе к медиапространству Каспийского региона и обмену информационным контентом. Представитель казахстанского вуза также предложил провести ревизию учебных программ и определить потребность в специалистах разных уровней.
Идею создания общих медиаплатформ поддержала руководитель центра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» Ксения Тюренкова. Она проанонсировала проведение Каспийской медиашколы – международного информационно-образовательного проекта, который состоится в Астрахани в апреле следующего года: «Зачастую друг о друге мы узнаем из федеральных телеканалов. Это неправильно. У нас есть не только общие границы, но и общие интересы и перспективы. Нам не хватает коммуникаций. В эпоху «новых медиа» следует уделить основное внимание интернет-ресурсам».
Помимо примеров из высшей школы эксперты упомянули опыт сотрудничества в области начального и среднего образования. В Астрахани такими являются сразу два учебных заведения — общеобразовательная школа им.Махтумкули Фарги, построенная по инициативе главы Туркменистана Гурбангубы Бердымухамедова в селе Фунтово, и школа им.Гейдара Алиева, возведённая на средства Фонда Президента Азербайджанской Республики.
Актуальной оказалась тема изучения родного языка. Преподаватель казахского языка Алия Гумарова поделилась опытом работы с иностранными студентами. Также в формате телемоста на связь с экспертами вышел преподаватель АГТУ Расул Муратов. В данный момент он преподаёт русский язык как иностранный в школах Узбекистана вместе с коллегами со всей России.
«Раньше у нас было одно государство, и методика преподавания предмета склонялась в сторону русского как родного. Сегодня в странах СНГ русский язык является иностранным, поэтому нам необходимо менять методику его преподавания, иначе обучения языку становится менее эффективным. Наша задача — внедрять новый формат преподавания в систему образования Узбекистана. Это дело новое, так как русский как иностранный в основном преподаётся взрослым иностранцам. Мы же работаем со школьниками 5-11 классов», — рассказал Муратов. По его словам это очень интересный педагогический опыт и погружение в новую культурно-языковую среду.
Научные исследования – в приоритете у Прикаспийских государств
Соответствие образовательных программ вызовам современности – один из тезисов, который единогласно поддержали все участники совещания. Начальник научно-исследовательского отдела Азербайджанского технического университета Марзия Агаева выразила надежду, что новые профессиональные кадры в природоохранной сфере помогут в решении экологических проблем Каспийского моря. Эксперт также предложила создать международный научный журнал для учёных из стран Прикаспия.
Тему сотрудничества в научно-исследовательском кластере продолжил директор Института экономики АГТУ Равиль Арыкбаев: «В рамках развития Прикаспийских государств президенты наших стран чётко сформулировали свои приоритеты, и мы готовы по ним работать. Хорошо и быстро это можно сделать также в рамках аспирантуры. Наш университет ведёт набор по всем программам аспирантуры, и мы готовы плодотворно сотрудничать, продвигая не только учебно-педагогическую деятельность, но и науку».
Надежду на сотрудничество выразил также и Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет из г.Уральска (Казахстан), который совсем недавно стал членом Ассоциации. «Надеемся, что наше сотрудничество будет успешным и продолжительным. Мы — молодой университет, но являемся крупнейшим вузом нашего региона. У нас проходят обучение более 9,5 тысяч студентов и работают крупнейшие школы по истории, археологии, педагогике и техническим специальностям», — отметил руководитель отдела качества и аккредитации казахстанского вуза Олег Юров.
В завершении дискуссии эксперты выразили пожелания обменяться планами на грядущий 2022-й год, чтобы принять участие в проектах и инициативах друг друга, а также оказать поддержку и необходимую помощь. Один из ближайших проектов центра «Каспий –Евразия» — «Вечный Достоевский». Проект будет реализован при поддержке Фонда президентских грантов. Он представляет собой цикл мероприятий, посвящённых творчеству Ф.М. Достоевского и адресованных педагогам русского языка как иностранного, а также соотечественникам, проживающих за рубежом: старшеклассникам, студентам и их родителям. Центр «Каспий-Евразия» приглашает коллег к сотрудничеству в рамках этого образовательного марафона.