В январе – июле 2014 г. рост ВВП Казахстана составил 4%, сообщил 18 августа руководитель казахстанского Комитета по статистике Алихан Смаилов. Это означает, что республика демонстрирует самые высокие темпы экономического роста среди государств Таможенного союза и одни из самых высоких в рамках СНГ.
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, ВВП Казахстана в первом полугодии 2014 г. вырос на 3,8%, тогда как России всего на 0,9%, Белоруссии – на 1,2%, Азербайджана – на 2,1%, Армении – на 3,1%, Молдавии – на 3,6%, а ВВП Украины и вовсе сократился на 4,7%. Более высокие, чем у Казахстана, темпы экономического роста зафиксированы в Средней Азии: ВВП Киргизии увеличился на 4,1%, Таджикистана – на 6,7%, Узбекистана – на 8,1%, а Туркмении – на 10,3%. Но таджикская и киргизская экономики слишком малы, так что даже запуск одного завода способен заметно увеличить ВВП этих стран. А по Узбекистану и Туркмении (как и по Украине) использованы лишь официальные данные с сайтов статистических ведомств, что затрудняет оценку достоверности текущих экономических показателей.
Казахстан является лидером по темпам экономического роста и в рамках Таможенного союза. Республика продемонстрировала не только более высокий, чем у России и Белоруссии, уровень прироста ВВП, но также оказалась на первом месте в увеличении инвестиций в основной капитал (на 5,2%), которые в Белоруссии снизились на 1%, а в России на 2,8%, перевозке грузов всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) – 4,1% против 2,3% и 1,1%, а также обороте розничной торговли (11,8%, 10,9% и 2,7%). Казахстан уступил РФ лишь по производству промышленной продукции, сократившемуся на 0,4%. В России этот показатель за шесть месяцев увеличился на 1,5%, а в Белоруссии снизился на 1%. По остальным параметрам казахстанская экономика выглядит гораздо более динамичной, чем входящие с ней в общее экономическое пространство российская и белорусская.
По оценке Евразийской экономической комиссии, экономический рост в Казахстане поддерживается позитивной динамикой денежных доходов населения, которая и обеспечила рост оборота розничной торговли. Свою роль сыграла и февральская девальвация курса тенге, которая оказалась выше, чем в России, и потому возымела более существенный эффект. При этом рост ВВП обеспечивается только сферой услуг, тогда как промышленное производство с начала года стагнирует, а темпы его роста колеблются около нуля. Однако ситуация в различных отраслях промышленности складывается по-разному. Если добыча природного газа, цветных руд, производство продукции черной металлургии и производство бумаги растут, то добыча угля и сырой нефти падают.
Существенную поддержку экономическому росту оказало принятое в феврале 2014 г. президентом РК решение об использовании средств Национального фонда для кредитования экономики в размере 500 млрд. тенге на протяжении 2014-2015 гг. При этом поддержка оказывается не адресно, а по целому ряду направлений: кредитование малого и среднего бизнеса, оздоровление банковского сектора, а также реализация новой государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, которая осуществляется Казахстаном с 2010 г. Россия о необходимости проведения политики импортзамещения, развития собственной промышленности и сельского хозяйства серьезно задумалась лишь с началом украинского кризиса, когда конфронтация с Западом вышла на уровень, грозивший полной экономической блокадой страны. Причем реализацию этой программы Казахстан начал в гораздо более худших условиях, имея крайне низкий уровень развития обрабатывающей промышленности и в разы уступая России по емкости внутреннего рынка.
Примечательно, что наряду с решением об использовании средств Национального фонда Казахстана для кредитования экономики было решено увеличить норматив неснижаемого остатка в фонде с 20 до 30%. По состоянию на 1 июля 2014 г. объем средств фонда составил 38% ВВП. Для сравнения – объем средств Фонда национального благосостояния России на 1 августа составлял всего 4,3% ВВП и столько же – размер Резервного фонда. Конечно, размер ВВП Казахстана гораздо меньше российского. Но при этом почти в 9 раз меньше и его население. А это означает, что к возможным экономическим кризисам и шокам Казахстан, имея схожую структуру экономики, подготовился значительно лучше, чем Российская Федерация.
В отличие от Казахстана, в России продолжается снижение потребительской активности, связанное с исчерпанием эффекта девальвации, снижением реальных доходов населения и объема кредитования физических лиц. Один из ключевых источников экономического роста – потребительская активность населения – снижается по целому ряду причин. Несмотря на все усилия Центробанка, инфляция по-прежнему опережает рост зарплат, что ведет к снижению реальных доходов. Этому способствует и целый ряд других причин, в числе которых – продолжающийся рост тарифов на услуги ЖКХ, по меркам регионов давно уже ставших непомерными, и увеличение косвенного налогообложения. Рост платежей за жилищно-коммунальные услуги, газ и электричество, которые местами могут составлять более половины средней зарплаты, ведет к увеличению обязательных платежей и снижению потребительской активности.
Что касается роста косвенных налогов, то важную роль здесь сыграло резкое увеличение акцизов на табак и алкоголь. В условиях, когда подавляющая часть населения отказываться от них не собирается, рост цен ведет к увеличению расходов на эти товары, в связи с чем денег на прочие нужды у населения остается все меньше. Сюда же следует добавить введение обязательных ежемесячных платежей за капитальный ремонт, уже затронувших ряд регионов. Завершает картину явная перекредитованность населения, ставшая следствием потребительского бума первого десятилетия 2000-х гг. и маркетинговых усилий самих банков, которые в последние годы не предлагали кредиты разве что тяжело больным. В этих условиях источников для роста потребительской активности населения просто не просматривается. Более того, в связи с планами по увеличению ряда налогов, включая налог на недвижимость, а также введение НДС ситуация в экономике может еще более ухудшиться.
Не случайно министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев выступил против повышения налогового бремени, заявив 25 августа в «Ведомостях», что «увеличение налогов для балансировки бюджета – самый нежелательный сценарий для страны в настоящий момент», поскольку «эффект для бюджета от увеличения налогов может оказаться существенно ниже ожиданий, что не позволит решить задачи балансировки бюджета, но окажет депрессивное воздействие на экономическую активность… и может привести к фактическому снижению налоговых поступлений».
Казахстан на этом фоне смотрится гораздо выгоднее, чем РФ. Если в России уровень подоходного налога, взимаемого с доходов граждан, составляет 13%, то в Белоруссии – 12%, а в Казахстане – 10%. По оценке авторов доклада «Сбор налогов 2013 – глобальная панорама», подготовленного экспертами Всемирного банка, международной торговой корпорации и аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, общая налоговая ставка в Казахстане составляет всего 28,6%, тогда как в России – 50,7%, а в Белоруссии – 54%.
Одной из причин динамичного экономического роста Казахстана является и умелое использование выгод от вхождения в состав Таможенного союза. Снижение торговых барьеров и резкое расширение рынка сбыта позволяют республике развивать свою промышленность и сельское хозяйство. Не случайно Н. Назарбаев 24 августа назвал разговоры о невыгодности для Казахстана участия в Евразийском экономическом союзе проявлением дилетантства. По его словам, после создания ТС стоимость доставки товаров по территории союза намного подешевела и казахстанская продукция стала более конкурентоспособной на мировом рынке. Судя по темпам роста экономики, Астана сумела извлечь из ТС гораздо больше выгод, чем Москва и Минск.
Источник: «Ритм Евразии» интернет-портал