Аманжол Кошанов,
академик НАН РК,
Институт экономики КН МОН РК
Евразийский экономический союз (ЕЭС) – прежде всего экономическое объединение, потому естественно четко представить каков эффект от интеграции потенциалов, какие экономические интересы преследует каждый из членов союза. Прежде всего общая для всех членов задача – решить проблему технологической и производственной отсталости путем тесной кооперации, интеграции и унификации таможенных пошлин, уйти от сырьевой зависимости. При этом каждый из участников, решая свои проблемы, от объединения экономик ожидает определенного мультипликативного эффекта, выраженного в росте технологического уровня производства и ВВП в целом.
Казахстан в центре континента Евразии относится к числу т. н. landlockedcountries (закрытых стран). Для нас критически важен доступ к мировым рынкам как для экспорта, так и импорта. В определенной мере вопрос решается в условиях Таможенного союза. Мы должны понимать, что если у нас не будет ЕЭП (Единого экономического пространства), то возникнут проблемы как в реализации, так и в транзите наших товаров. В конце 90-х гг. квота на экспорт нефти через российскую систему трубопроводов (КТП) была 3,5 млн. т, сегодня экспортируем более 70 млн. т.1
Преимущества и выгоды Казахстана в составе ЕЭС очевидны:
– более упрощенный вариант транзита и продажи наших основных товаров (нефти, сырья, зерна и пр.) основным потребителям;
– по условиям создания и ведения бизнеса Казахстан более привлекателен для иностранных и союзных инвесторов. Целый ряд российских и белорусских предприятий открыли свои филиалы в Казахстане. Российские бизнесмены заинтересованы в нас как в потребителях промышленных товаров (машин, оборудования) и как крупный поставщик сырья.
В макроэкономическом плане от ЕЭС в выигрыше крупные промышленные предприятия в нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической, химической и других стратегических отраслях страны, формирующих основу нашего бюджетного благополучия. Российский бизнес нуждается в нас как в потребителях промышленных товаров. Это видно по структуре нашего товарооборота. Почти 40% всего машиностроительного экспорта России (2013 г.) поступает в Казахстан.2 В условиях нарастающей конкуренции на мировом рынке объективно взаимная интеграция должна крепнуть, тем более когда пресс экономических санкций со стороны США и Запада может негативно повлиять на экономику России.
Как показывает мировая практика, даже самодостаточные экономики США и ЕС нуждаются во взаимной поддержке и расширении своих рынков. Эти страны активно обсуждают вопрос о создании зоны свободной торговли в рамках регулярных встреч G-20,G-8, а также более тесного сотрудничества на уровне международных интеграционных объединений НАФТА, Меркосур, АСЕАН и др. Европейский союз, несмотря на полувековой опыт функционирования, до сих пор занят поиском наилучших решений и доработок существующих норм, особенно в области совершенствования Маастрихтских соглашений (1992 г.) и создания единого финансового центра (пула) по регулированию экономики стран-членов ЕС, особенно в условиях мирового кризиса.
Следует признать, страны ТС (ЕЭП) по отдельности и вместе по технологическому уровню и эффективности экономики пока недостаточно конкурентоспособны. Цель создания ТС изначально: преимущественная защита внутреннего рынка от внешней конкуренции. Евразийская интеграция потому охватывает исключительно вопросы экономического взаимодействия государств. Это важнейший принцип интеграции. В рамках экономической интеграции не рассматриваются положения, выходящие за эти проблемы, включая вопросы безопасности, обороны, общего парламента, паспортно-визового режима, социальной политики. Это позиция Казахстана, которая неоднократно была четко выражена Президентом РК на заседаниях Высшего Совета Евразийского экономического союза.
Реализация преимуществ единого рынка на общей таможенной территории в рамках ТС не может происходить успешно, если не анализировать вызревающие сегодня некоторые сложные спорные вопросы в рамках ТС и ЕЭП и не искать пути их решения. Важно, насколько четко политические дивиденды такого объединения или выгоды перевозки (транзит) важных ресурсов за пределы и внутри ТС, ЕЭП сочетаются с интересами комплексного развития экономики республики, построения вертикально-интегрированных холдингов с получением конечной продукции как базовых сфер национальной экономической системы.
В Евразийском союзе Казахстан пока не занимает лидирующего положения. Страна в значительной мере зависима от импорта промышленных и потребительских товаров. Надежда и целевая установка республики по ЕЭС – ставка на мобилизацию внутренних резервов, использование либерализованного внешнего рынка, более низкого уровня налогообложения. Это важно в конкурентной борьбе и приспособлении к новым условиям ЕЭС и ВТО.
Казахстан на сегодня глубоко интегрирован в мировую экономику, торгует со 184 странами мира. Республика – один из крупнейших экспортеров сырьевых ресурсов – нефти и газа, металлов, урана. Экспортная квота (более 76%), корреляция курса тенге (20%) – все эти меры – фактическая поддержка экспортоориентированных секторов национальной экономики. При этом главный выигрыш получают экспортеры.3
Опыт Европейского союза подтверждает, члены объединения последовательно подключаются к экономической интеграции, доведя свои отрасли и сферы до уровня международной конкурентоспособности. В этом плане готовы только добывающие производства. Экономика Казахстана на начальной стадии диверсификации. Республика еще не готова к реальным процессам международной экономической интеграции в европейском понимании. Конкурентоспособны пока недиверсифицированные добывающие отрасли, которые и так имеют свободный доступ на мировые рынки углеводородного сырья и металлов. Решение проблемы диверсификации для Казахстана в рамках ТС пока весьма сложно, ибо каждая из стран имеет свою стратегию, например, «Россия-2030», «Казахстан-2050», направленных на диверсификацию со сходной конечной целью. Потому отрасли и сферы каждой из стран-членов союза преследуют свои цели, с самого начала находятся в острой конкурентной борьбе. Сферы кооперации, комбинирования в межрегиональном, отраслевом аспектах решают свои задачи, выбирают ограничительные меры по отношению к другим государствам (высокие тарифы) и более низкие тарифы для сбыта своей продукции на внутреннем рынке. В реальности такая политика объективно отражает направления внутриблоковой конкуренции по продвижению российских и белорусских товаров и торможение идентичной продукции Казахстана.
Предстоит внимательно изучить методы, механизмы и институциональную направленность внутриблоковой конкуренции в ЕЭС в целях преодоления «верховенства прав сильного», характерного для западной интеграции с «максимизацией индивидуальных результатов». Интеграция ЕЭС (Евроазиатского экономического союза) должна строиться на принципах взаимодействия и взаимных гарантий, равноправия и сотрудничества как условия сотрудничества на внутренних рынках. Недопустимо ущемление интересов стран-участников, что вызовет противодействие со стороны национальных правительств.
Абсолютное превалирование в ТС экономического потенциала России обусловило то, что 92% ставок ее импортных пошлин легли в основу норм ТС. Их более высокий уровень приводит к росту инфляции и внутренних цен. Экономика республики сохраняет пока выраженный сырьевой характер: 80% экспорта РК приходится на добывающий сектор, туда же привлекается 80% инвестиций.4 Для сбыта своих товаров в ТС Россия использует т. н. ограничительные (более низкие) пошлины, что равнозначно экспансии (демпингу) российских товаров в Казахстан в ущерб организации производства идентичной продукции в самой республике.
Для новых предприятий Казахстана, вводимых по программе ФИИР, особенно инновационных, а также продукции обрабатывающих сфер встает вопрос о рынке сбыта. Это сдерживающий фактор диверсификации национальной экономики. Встает проблема конкуренции на внешнем рынке аналогичной продукции. Для готовой продукции России рынок Казахстана выгоден по спросу и цене и безальтернативен, что, в конечном счете, сдерживает расширение производства готовой продукции и соответственно, потребление товаров в Казахстане. Решающее и определяющее значение для равноправных экономических отношений имеет масштаб национальных экономик, их структура, различия в логистике и инфраструктуры.
Политические аспекты интеграции, институциональное, таможенное, техническое регулирование опережают бизнес-процессы, спрос на промышленные товары, машины, оборудование в значительной мере решается за счет поставок из России и Китая. Радикальных изменений в структуре, технологическом уровне экономики Казахстана пока не происходит. Процесс интеграции в ЕЭС, набирая темпы, находится в начальной стадии.
Формирование интеграционного процесса по ЕЭС пока характеризуется нестыковками по ряду важных позиций, требующих эволюционного решения. Так, объективно вопросы создания общего рынка нефти и нефтепродуктов, электроэнергетики отложены до 2025 г. То же самое относится к тарифам перевозок на железнодорожном транспорте. Высокие тарифы выгодны России, а перевозки товаров на большие расстояния не субсидируются. Пока не решена проблема равного доступа к трубопроводам и равных тарифов за прокачку энергоресурсов, в т. ч. из Казахстана. Эти важные инфраструктурные вопросы, имеющие прямой выход на функционирование указанных сфер в экономике членов ЕЭС, должны напрямую определять эффективность и равную выгоду нового интеграционного объединения.
Требует серьезного внимания сложившееся неравноправное институциональное распределение таможенных пошлин: РФ – 88%, РК – 7,5% и Республика Беларусь (РБ) – 3,5%. В той же мере несправедливо распределение голосов интеграционного союза: 75% – РФ, по 21,5% – у РК и РБ. При таком раскладе консенсус по любому вопросу не достижим. Абсолютный перевес априори остается за РФ, которая и так доминирует по экономическому, инфраструктурному, кадровому потенциалу. Как это принято в межгосударственных объединениях, например по ЕС, должно быть по голосу у каждой стороны с абсолютным консенсусом (равенстве) при решении всех кардинальных вопросов организации, совершенствования деятельности ЕЭС.
Что же касается расширения ЕЭС за счет новых членов, то проблема осложняется не только из-за «разноскоростной» интеграции новых членов в соответствии с особенностями и предпосылками каждого из участников. Не менее сложная проблема – согласование и стыковка разнонаправленных целей его потенциальных членов. Развитые страны рассматривают интеграцию как устранение барьеров в торговле и в перемещении факторов производства. Для сравнения – намерение Турции стать членом ТС и практика вступления России в ВТО и предстоящее решение по Казахстану, где ВТО в больше степени предстает как инструмент экономического развития и индустриализации страны.
Положение радикально меняется с вступлением России в члены ВТО. Либерализация внешней торговли и снятие завышенных импортных пошлин неизбежны. Нынешние барьеры на импорт из-за пределов ТС (ЕЭП, ЕЭС) уже изъяты. Но при этом таможенные тарифы РФ определяют нормативы Казахстана. Здесь явный механический перенос зависимого положения Казахстана по ЕТТ ТС, когда оно на 92% определялось нормативами РФ. Обязательства РФ по ВТО априори механически становятся частью обязательства Казахстана, регулируемых теперь положениями ВТО. Такое положение ограничивает возможности маневра Казахстана при вступлении в ВТО. Принуждение Казахстана следовать в фарватере РФ ущемляет его государственный суверенитет в рамках ВТО. Таможенные тарифы по Казахстану в зависимости от значимости, специализации тех или иных сфер должны решаться в интересах Казахстана.
Мировая экономика на выходе из кризиса – на этапе смены прежнего технического базиса, активно решает вопросы перехода на новый технологический уклад, переживает т. н. «шторм нововведений», расходы на освоение нововведений, как и масштаб их применения по развитым странам, растут ежегодно на 35%. По оценкам, перестройка экономики передовых индустриальных стран мира на основе нового технологического уклада продлится еще 3-5 лет. В антикризисных решениях и программах приоритет науки и нововведений бесспорен. Расходы на науку по развитым странам, как правило, на уровне 3% ВВП. При уровне этого показателя по Казахстану в 0,17% есть серьезная опасность отставания от других стран.
Суть проблемы не в валовом увеличении расходов на науку, а в управлении этим процессом. Научно-инновационная деятельность пронизывает все сферы народного хозяйства. Важно уйти от попыток управления наукой как отдельной отраслью. Необходимо создать специальный орган, координирующий научную и инновационную политику во всех структурах исполнительной власти. Этот орган отвечал бы за проведение государственной инновационной и научно-технической политики. Его задача: формирование условий и предпосылок научно-производственного и интеллектуального потенциала, включая информационную инфраструктуру, доступ к современным знаниям и техническим достижениям, система оценок и выбора приоритетных направлений научно-технического прогресса. Все это необходимо в целях определения перспективных, приоритетных направлений развития науки и инноваций с максимально эффективным использованием имеющихся средств.
Нерешенная проблема – чрезвычайно высокий уровень технологической неоднородности национальной экономики, что сдерживает структурно-технологическую модернизацию и определяет низкую эффективность инвестиций. Качественная неоднородность экономики препятствует рыночному переливу капитала. Структурно-технологическая модернизация экономики не может ограничиться только установкой на создание новых «прогрессивных» секторов. Такая ориентация больше увеличит качественную неоднородность экономики, снизит общеэкономический эффект проводимой политики. Курс на восстановление отраслей специализации национальной экономики и развитие новых инновационных отраслей и сфер – это закономерность и объективный путь эволюционного совершенствования технологической и отраслевой структуры экономики страны. В условиях сырьевой экономики с учетом ее положения в международном разделении труда значительная часть промышленности, в том числе и высокотехнологичной, в обозримой перспективе продолжит работать на обеспечение потребностей и переработки природного сырья. Государственно-частное партнерство, особенно на этапе коммерциализации передовых технологий, будет стимулировать наукоемкий тип смежных отраслей.
Требует специального внимания и решения научных и исполнительных органов вопрос о целесообразности передачи принадлежащих государству природных ресурсов в управление особой государственной компании, функционирующей в коммерческом режиме. Природная рента, сопутствующая собственности на недра, является одним из факторных доходов, формирование которых в обычных условиях осуществляется рынком. Уход от универсальной налоговой формы учета дохода в форму селективного, рентного механизма позволило бы на основе применения конкурентных процедур точнее учитывать специфические характеристики отдельных недр. Специальная компания оперировала бы активами, которые государство готово предоставлять частному сектору на основе аренды. Там, где крупным акционером является государство, исполнительная власть вправе осуществлять функции собственника. Для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны, управление со стороны государства оправдано. Здесь регулятор выполняет одновременно функции собственника.
Текущий технологический уровень стран ТС и ЕЭП не позволяет рассматривать сотрудничество с ними в качестве базы для инновационной модернизации экономик стран-членов, в том числе и Казахстана. Лаг времени достижения уровня развитых стран реально длителен. Поэтому увеличение доли технологичной продукции, трансфер новой техники возможен в решающей мере за счет третьих стран. Роль государственной инициативы и выход на технологические рынки развитых государств имеет на среднесрочный период важное стратегическое значение. В этом ключ не только удовлетворения насущных нужд внутреннего рынка, но и ведущее звено повышения конкурентоспособности экономики Казахстана. В этом аспекте торгово-экономическое сотрудничество с высокотехнологичным рынком Европейского союза в условиях вступления в ВТО имеет определяющее значение в аспекте структурной перестройки экономики, последовательного углубления производственно-технологической интеграции с индустриально развитыми государствами.
В Стратегии «Казахстан-2050» впервые формулируется концепция нового содержания социальных нормативов качества жизни населения с учетом практики индустриально развитых, социально ориентированных государств. Проблема заключается в разработке научно обоснованных гарантированных государством минимальных ключевых параметров и индикаторов качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий, пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимальной и рациональной потребительской корзины на одного казахстанца. При соответствующем повышении минимальной заработной платы, базовых пенсий, всех социальных пособий и выплат такая мера явится стартовой площадкой для выравнивания с нормативами социально ориентированных государств. В этом аспекте разработка новых социальных стандартов и гарантий потребует новых методологических подходов и обоснования вариантов минимального и рационального потребительских бюджетов по республике и регионам.
В условиях нарастающего демографического кризиса в республике (высокие темпы урбанизации и эмиграции при общем снижении показателя фертильности) приобретает особую остроту проблема разработки и принятия специального Закона «О государственных гарантиях поддержки семей с детьми». Общая численность населения республики за годы независимости республики фактически стагнирует на уровне 16,8–17,0 млн. человек. Молодежь, получающая образование за рубежом, особенно в России, ввиду создаваемых для выпускников преференций в значительной части остается за пределами страны. Нарастает тренд общего миграционного потока. Масштабные программы второй и последующих пятилеток форсированной индустриализации до 2030 и 2050 гг. предъявляют особые требования к квалификации нового поколения кадров, которые должны генерировать в основном наши семейные ячейки. Поэтому особо важно уже сейчас добиваться установления реально обеспеченных гарантий государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей, с приоритетным установлением научно обоснованных пособий, оплачиваемых отпусков, налоговых и жилищных льгот. Эти меры потребуют увеличения доли расходов в ВВП на семейные и материнские пособия. По докладу Российской академии наук, по РФ они составят 1,2% к 2015 г., до 2% – в 2020 г. и до 2,5% – к 2025 г.
Предложенный вашему вниманию ряд аспектов повышения экономических позиций Казахстана в новом интеграционном союзе направлен, прежде всего, на преодоление складывающихся диспропорций в таможенно-тарифном, налоговом регулировании, неоправданных протекционистских мер и попыток форсирования наднациональных функций в ЕврАзЭС. Предметом особого внимания должна явиться проблема преодоления технологического отставания стран ЕЭС в целом, Казахстана в особенности. Актуальна разработка теоретических и методологических основ новой научно-технологической концепции и активизации инновационных связей с третьими, индустриально развитыми странами. Научная общественность заинтересована в позитивном решении отмеченных дисбалансов в экономическом сотрудничестве стран-членов ЕврАзЭС.
г. Алматы
НАША СПРАВКА
Аманжол Кошанович КОШАНОВ родился 11 октября 1934 года в совхозе «Заря» Сергеевского района Северо-Казахстанской области.
Окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова (1957), экономист. Доктор экономических наук (1979). Тема докторской диссертации: «Закономерности и проблемы индустриального роста Казахстана в период развитого социализма». Профессор. Академик Академии наук КазССР (1989). С 1957 года – преподаватель Актюбинского кооперативного техникума. С 1959 года – аспирант, младший, старший научный сотрудник, ученый секретарь, заведующий отделом, заместитель директора Института экономики Академии наук КазССР. С 1988 года – директор Института экономики Академии наук КазССР. С 1989 года – главный ученый секретарь президиума Академии наук КазССР (РК). С февраля 1994 года – академик-секретарь отделения общественных и гуманитарных наук Национальной академии наук РК. Вице-президент Академии наук РК по гуманитарным и общественным наукам (1997–1999).
Автор книг «Внутрирайонные проблемы социально-экономического развития союзной республики» (1983), «Социально-экономические основы образа жизни в регионе» (1986), «Формирование регионального комплекса отраслей группы Б» (1988), «Малые города при переходе к рынку» (1992), «Экономические основы и политика разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан» (1993), «Трудное восхождение. На путях к рынку» (2004), «Национальные экономические интересы и отношения собственности» (2009), более 450 научных работ.
Владеет казахским, русским и английским языками.
Награжден орденом «Парасат» (2004); медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда»; дважды знаками «За заслуги в развитии науки РК»; Почетной грамотой Верховного Совета Казахстана. Лауреат премии им. Ч. Валиханова. Заслуженный деятель науки и техники РК.
Женат: супруга – Раушан Кошанова, кандидат биологических наук, доцент. Имеет двух дочерей.
Поздравляем нашего уважаемого автора, члена редакционного совета журнала Аманжола Кошановича Кошанова с 80-летним юбилеем! Желаем ему крепкого здоровья и новых творческих успехов!
Источник: Мысль — Республиканский общественно-политический журнал