АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Транзитный потенциал Казахстана будет расти до 2020 года за счет улучшения сотрудничества между Россией и Китаем, а также Россией и Ираном. Об этом сказал представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы на тему «Расширяя единый рынок: транзитный потенциал ЕАЭС».
«Я бы не сказал, что у нас очень большой потенциал, но, если санкционная политика Запада в отношении России усилится, то она расширит сотрудничество РФ с Китаем. Соответственно, транспортный коридор заработает, а идет он через нас, и мы будем получать от транзита относительно нормальные деньги», — сказал он.
По его словам, Казахстану важно развивать торговлю с Ираном.
«При этом Казахстану надо будет стать посредником в том, чтобы торговля Ирана шла не только с европейской частью России, но и Сибирью», — сказал Шибутов.
По словам эксперта, Казахстан в период 2002-2013 годов пять лет имел положительное сальдо и восемь лет — отрицательное — по транзиту грузов по своей территории. В прошлом году Казахстан получил 2,286 миллиарда долларов за транзит через свою территорию, а 2,268 миллиарда долларов заплатил за транзит по территории других стран.
«В основном, мы получаем прибыль от транзита российского и китайского газа через нашу территорию — это около 1,96 миллиарда долларов», — сказал он.
Далее, по его словам, идут железнодорожные перевозки — 850 миллионов долларов, а 250 миллионов долларов — это автомобильный транспорт. Меньше всего поступлений от транзита приносит воздушный транспорт — 86 миллионов долларов.
В то же время Казахстан платит 895 миллионов долларов за транзит по территории других стран автомобильным транспортом, 420 миллионов долларов — воздушным, 859 миллионов долларов — железнодорожным, 91 миллион долларов — морским. За трубопроводный транзит Казахстан почти не платит, потому что республика доводит свои углеводороды до Самары, а далее в дело вступают посредники, рассказал он.
Эксперт напомнил, что в августе текущего года Казахстан предложил россиянам строить газопровод в Китай через свою территорию, так как российско-китайский газопровод планировалось провести через Алтайские горы напрямую в Китай. Однако Казахстан выступил с предложением построить газопровод через Астану и вывести его в районе пограничного пункта Хоргос (или Алашанькоу).
Что касается железнодорожного транзита, то, по словам Шибутова, у Китая есть пять железнодорожных маршрутов, по которым он доставляет товары в Европу. Самый большой из них — «Чуньцин — Синьцзян — Казахстан — Россия — Германия». Доставка по нему на 16 суток быстрее, чем отправление из Чунцина морем в Гамбург, «но из-за того, что россияне установили высокие тарифы, он не очень выгоден».
«Поэтому Китай использует этот маршрут раз или два раза в неделю, что немного. То есть препятствием для нас служат тарифы «Российских железных дорог», — сказал он.
Он напомнил о проекте Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва-Пекин, включающего приоритетный проект высокоскоростной магистрали Москва-Казань.
«Возможно, в рамках этого проекта после его реализации будут понижены транзитные тарифы, что выгодно и Казахстану», — сказал эксперт.
Источник: КАЗИНФОРМ