Каспийское море находится на стыке Европы и Азии, что подразумевает как наличие огромного числа вопросов эффективности информационной политики, так и то, что прикаспийский регион может и должен стать новым центром медиа идей, технологий и проектов.
В начале своего доклада я зачитаю некоторые заголовки недавних новостей. «В 2015 году состоится первый международный конкурс среди флотов стран-участниц СНГ «Каспийское море»»; «Туркменистан в рамках своей военной доктрины намерен и впредь укреплять свою армию»; «В территориальных водах Азербайджана ВМС республики проводят активные военные учения, призванные повысить их боеготовность»; «В азербайджанских водах спасен иранский корабль»; «В ближайшее время известный путешественник Федор Конюхов на верблюдах и лошадях объедет Каспийское море».
Увы, но эти информационные поводы взяты не из казахстанских СМИ. Они не публиковали вышеперечисленные новости, хотя часть из них касается непосредственно Казахстана, и поисковые системы их не индексируют в доменной зоне KZ.
Этот простой пример лишний раз показывает, насколько плохо пока налажены информационные коммуникации между прикаспийскими государствами, притом, что ряд учебников по журналистскому мастерству учит: читателю всегда интересно, что происходит за забором у соседа. Такая разрозненность информационного пространства демонстрирует очевидную проблему: ряд СМИ не считают повседневную каспийскую проблематику фактором высокой информационной значимости (за исключением встреч и визитов руководителей высокого уровня), контекст событий подается пресно, в результате чего читателями не выявляются интересные темы, проблемы и сенсации. В данном случае будет уместен пример контент-анализа информационно-аналитических материалов, посвященных вопросу о правовом статусе Каспийского моря, о котором не могут договориться уже около 20 лет. Background таких статей практически слово в слово кочует из года в год по самым разным СМИ, не привнося ничего нового в информационную картину.
При этом стоит отметить, что информационное пространство прикаспийских государств сегодня активно развивается, появляются новые информационные структуры, модернизируются сети мобильной связи, телевидения, интернета, обеспечивающие обмен информацией как внутри страны, так и с зарубежными источниками. Увеличивается объем и меняется структура медиапотребеления. Смартфоны, планшеты и телевизоры становятся мультимодальными информационными ресурсами, люди научились усваивать несколько потоков информации одновременно. И с этой позиции возможности граждан по реализации их прав на получение и распространение информации удовлетворяются вполне адекватно.
Но, как известно, в отличие от странового, региональное информационное сотрудничество в большей мере зависит от географического расположения стран внутри региона и соседнего окружения, определяющих структуру информационных потоков. К примеру, в свое время сыграло свою роль удачное географическое положение для Древней Греции и Древнего Рима, которые находилась на пересечении торговых путей, выполнявших одновременно роль информационных потоков, приносящих сведения изо всех уголков мира. В результате благодаря трудам античных философов мы знаем историю тех времен.
В настоящее же время мировое информационное пространство благодаря росту своей трансграничности и виртуального характера выступает как одна из основных сфер интеграции человеческого сообщества в масштабах всей планеты. При этом геостратегическое положение Каспия между Востоком и Западом делает его важным местом пересечения торговых маршрутов, проторенных по направлениям ранее существовавшего Великого шелкового пути. В связи с этим появляется надежда на то, что вместе с развитием торговой и транспортно-транзитной инфраструктуры регион также станет местом пересечения потоков информации.
Какие имеются нерешенные проблемы формирования общего информационного пространства Каспия?
— это отсутствие или недостаточное финансирование тематических трансграничных информационных проектов;
— медленное развитие взаимодействия СМИ и налаживания информационных связей;
— использование не в полной мере понятного всем странам языка информации (например, английского или русского);
— большая часть быстро увеличивающегося международного телекоммуникационного трафика между Европой и Азией направляется в обход территории прикаспийских стран;
— проблема создания внятной концепции развития каспийского медиапространства, которое рассматривается как единая ниша, наполнять которую новыми медийными продуктами, либо развивать уже имеющиеся, еще не решили;
— узкая повестка дня у ряда СМИ прикаспийских стран (освещаемыми темами сотрудничества на Каспии в основном являются освоение новых месторождений и добыча полезных ископаемых, судоходство, рыболовство, транзит), спорное качество предоставляемой читателю информации от местных журналистов (местечковость тем, низкая культура сбора информации, ориентация на материальную выгоду, а не на читательский интерес и спрос, сложности республиканских СМИ с поисками корреспондентов, способных работать по стандартам);
— крупнейшие СМИ наших стран замкнуты в своих национальных границах, недостаточно представлены друг у друга на уровне собственных корреспондентов, корреспондентских пунктов.
При этом тенденция объединения усилий прикаспийских государств в решении проблем регионатребует также формирования общего информационного пространства,что обуславливается рядом очевидных факторов:
— единой экологической системой Каспия как природного объекта;
— глобализацией мировых информационных потоков;
— ростом взаимовыгодного экономического сотрудничества;
— построением новых уровней доверия между странами и народами Каспия;
— необходимостью выработки норм и целей информационной политики, согласованной стратегии;
— интересом мирового сообщества к Каспийскому региону, подогреваемого западными СМИ, полными негативных коннотаций и тенденциозных сопоставлений фактов и мнений;
— ростом требований к принципам отбора материалов СМИ, которые часто препятствуют созданию адекватной реальности информационной картины региона.
В данном случае, в рассуждениях об общем информационном пространстве имеются в видуобеспечение взаимодействия собственных информационных пространств стран Каспия на взаимовыгодной основе с учетом развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности, совместные усилия по охвату целевой аудитории, получение ею информации с помощью подходящих и эффективных медиа инструментов. Кроме того, основной задачей в краткосрочном периоде видится не создание некоего абсолютно нового и пока плохо просматриваемого единого информационного пространства, а, в первую очередь, борьба с имеющимся уже сегодня недостатком информации о жизнедеятельности Каспийского региона.
В связи с этим приоритетными направлениями развития общей информационной сферы могут быть следующие:
— ускоренное развитие новых информационных технологий и их широкое распространение;
— установление понятного для всех прикаспийских государств необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информации и законодательными ограничениями в ее распространении;
— создание совместных информационных структур для формирования благоприятного общественного мнения в прикаспийских и других зарубежных государствах по отношению к процессу каспийского сотрудничества, содействие росту его международного авторитета;
— выявление реальных и потенциальных угроз безопасности в информационной сфере (в том числе со стороны зарубежных стран), разработка механизмов защиты и противодействия;
— поддержка международных соглашений, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен;
— работа со СМИ над повышением качества информационных процессов (креатив информационных поводов, внедрение инструментов для паблисити – рейтинг, инфографика и т.д.);
— обучение региональных журналистов и студентов посредством мастер-классов, семинаров и тренингов, межвузовское сотрудничество, регулярное проведение международных журналистских конкурсов (в качестве примера — конкурс «Каспийский лотос», являвшийся своеобразным «публицистическим предисловием» к IV Каспийскому саммиту в Астрахани);
— создание совместными усилиями комплексной программы развития информационного обмена стран, включающей в себя развитие информационного центра. Он позволит интегрировать все информационные потоки в регионе в единую базу данных, станет важным инструментом успешного продвижения на разных уровнях, поспособствует усилению инвестиционной привлекательности региона;
— активизация работы неправительственных организаций, знающих местную проблематику и лидеров мнений;
— развитие тематических интернет-сайтов, взаимодействие с популярными блогерами, работа в социальных сетях;
— проведение конференций и других публичных мероприятий, информационное сотрудничество с экспертами по региону;
— организация наглядного представления и информационной поддержки для всех финансируемых проектов каспийской тематики с целью повышения осведомленности, содействия развитию приграничного сотрудничества, измерения эффективности результатов информационных мероприятий в количественном выражении (количество публикаций и т.п.)
В заключение отмечу, что имеются два известных фактора, обычно влияющих на формирование общего информационного пространства. Это информационный фон, создаваемый СМИ и восприятие информации населением. Информационные войны последних лет, ведущиеся за пределами прикаспийского региона, часто демонстрируют, что медийная подача фактов и мнений порой не соответствует реальному восприятию ситуации через личный опыт людей. С этой точки зрения эффективная информационная политика на Каспии должна быть направлена на формирование уважения к общим ценностям, к культуре, языкам, ментальности народов. История и география распорядилась так, что мы должны мирно жить вместе, понимая важность формирования вокруг себя позитивного информационного пространства, избегая разрушительных центростремительных тенденций. Ведь иначе сформируется призрачное восприятие образа региона, далекого от реальности. Потому как, к сожалению, информационные коммуникации пока еще несовершенны.
Эдуард Полетаев — руководитель общественного фонда «Мир Евразии», главный редактор газеты «Известия-Казахстан» (Казахстан)
Данные тезисы были озвучены в докладе, представленном на организованной Институтом каспийского сотрудничества международной конференции «Каспий – общее информационное пространство» 20 ноября 2014 г. в Москве
Источник: КасФактор: Институт Каспийского Сотрудничества