Руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев уверен, что новое интеграционное объединение в определенной степени является союзом здоровья и здоровых политических сил. Поэтому, если простому человеку не безразлично собственное здоровье и благосостояние, то он должен интересоваться интеграцией. Об этом он заявил в ходе своего выступления во время заседания экспертного клуба на тему «Интеграция и люди: территория возможностей», который состоялся в Алматы.
Как известно, одна из болезненных проблем евразийской интеграции связана с тем, что простым людям ее преимущества не всегда достаточно просто объясняют. Как правило, в дискурсе применяются макроэкономические категории: товарооборот, рост ВВП, экспорт-импорт и прочее, и не всегда легко понять, как они отражаются на кармане простого потребителя с точки зрения увеличения наличности в этом самом кармане.
Давайте начнем издалека и, к примеру, спросим, чего хотят люди от своей жизни. Подойдем к какому-нибудь святому месту, где они просят выполнить то или иное желание. Такие места есть и в Казахстане, и в России, и в Беларуси. В РФ, например, на софийской башне Новодевичьего монастыря нуждающиеся пишут свои пожелания. И, как правило, самая главная просьба – это здоровье. Вслед идут счастье в любви, возможность зачать ребенка, далее – квартира, машина, сдача экзаменов, достойный заработок, карьера и т.д. Люди хотят верить в счастливое будущее.
А что мы видим в Договоре о создании Евразийского экономического союза? Тому же здоровью (его мы желаем всем людям, допустим, во время тостов) посвящено целых два раздела договора о создании ЕАЭС. Это раздел VII «Регулирование обращения лекарственных средств и медицинских изделий» с двумя статьями о формировании общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий. И раздел XI «Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры». Там сразу несколько статей. То есть в данном случае четко определяется гуманитарное измерение экономической интеграции. Можно сказать, что Евразийский экономический союз – в определенной степени союз здоровья, здоровых политических сил. И здесь дисклеймера никакого нет, а ответственность в данном документе прописана четко. По сути, ЕАЭС выступает как некий добрый доктор, который заботится о нашем здоровье, поскольку контрабанда лекарственных средств и проблемы от них достаточно серьезны. Некоторые исследования свидетельствуют, что значительное количество лекарств, которые продаются, являются контрафактными или поддельными. Часто в продаже имеются лекарства, не прошедшие сертификацию качества, но, тем не менее, врачи их выписывают. Также существует много подозрительных пищевых добавок, которые везут с Юго-Восточной Азии, которые могут отрицательно сказаться на нашем здоровье. И договор о создании ЕАЭС призван в этом смысле позаботиться о нем.
Есть еще в договоре раздел XII «Защита прав потребителей», согласно которому граждане государств-членов ЕАЭС и другие лица, проживающие на территории союза, пользуются такой же правовой защитой, как и местные жители. Это также свидетельствует об определенных социальных плюсах, которые несет ЕАЭС.
Если в данном контексте экспертного обсуждения упомянуть опыт Европейского союза, что часто делается при сравнении интеграционных процессов, то в Европе отмечается частая апелляция к человеческому фактору. Это, в первую очередь, акцент на более высокие стандарты жизни и финансовое благополучие, которые имеет гражданин ЕС. При этом в теории политологии политика определяется, как плод сознательной деятельности общества. Система власти должна способствовать достаточному уровню общественного довольства. То есть эффективный продукт политики имеет определенную потребительскую стоимость. А это социальная стабильность, благосостояние населения, культура, здоровье, уровень преступности, уровень развития производства и т.д. Все это напрямую касается каждого жителя стран ЕАЭС. Если человеку не безразлично собственное благосостояние, то он должен интересоваться интеграцией. Потому что без людей не будет, собственно, никакой интеграции. Недаром президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что «мы объединяем экономический потенциал во благо народов».
В конечном счете, ЕАЭС, как продукт деятельности политиков, должен помочь сформировать для людей благоприятную и спокойную среду для жизни нового качества. Его задача — дать дополнительные возможности и права гражданам стран Союза, которых за его пределами у них нет.
Отечественные эксперты среди общих экономических эффектов ЕАЭС выделяют такие из них, как увеличение средней заработной платы, рабочих мест, наращивание производства, стимулирование конкуренции, взаимное признание дипломов вузов государств, входящих в ЕАЭС. Сотрудничество между вузами уже становится более тесным. Если вы обратили внимание, сейчас представители вузовской науки Казахстана начали посещать много конференций и других публичных мероприятий в других странах ЕАЭС. Межвузовские контакты налаживаются и усиливаются. Среди других отмеченных плюсов высказывается также то, что людям будет проще находить работу, мигрировать – таким способом можно будет решить проблему занятости в некоторых регионах. Ну и, в конце концов, необходимо создавать благоприятную среду, чтобы в наших странах было меньше всяких неожиданностей и больше спокойного, эволюционного развития.
Стоит отметить, и последние соцопросы это показывают: массовые ожидания людей от ЕАЭС носят, в первую очередь, экономический характер. Также видно, что имеется желание людей поддержать интеграцию не ситуативно, а более устойчиво. Другими словами, граждане наших стран в большей степени ожидают не краткосрочных итогов и бонусов от работы ЕАЭС, а долгосрочных. А долгосрочная интеграция – это в какой-то степени цивилизационная интеграция. То есть вопрос выбора. Да, перед Казахстаном вопрос определения вектора интеграционных предпочтений не стоит ребром, как он стоял и стоит перед Украиной или Молдовой. Тем не менее, принцип «лучше жить с теми, с кем жили», или «лучше со своими, чем с чужими», все-таки работает. Потому что есть объективные факторы, на которые опирается евразийская интеграция – это существовавшее раньше разделение труда, взаимозависимость (транспортная, технологическая и пр.), разные элементы цивилизационного, ментального, культурного, языкового пространства и т.д. В конечном счете, из интеграции должно появиться новое качество жизни, а это и есть важная ценность интеграционной политики.
Мы все понимаем, что ЕАЭС – это не тайный союз меча и орала, не благотворительное общество. В принципе, ожидать от него нужно не каких даров с неба для населения, а некоторых изменений правил игры, как допустим, в волейболе: раньше сет игрался до 15 очков, а сейчас до 25. Но волейбол остался волейболом. И Казахстан останется Казахстаном со своей структурой экономики, Россия и Беларусь – со своей. Также надо более четко определиться по поводу информационного сопровождения. У нас уже есть интеграционные «пасторы», которые говорят о преимуществах: это чиновники соответствующих ведомств, эксперты и т.д. Есть и «воинствующие безбожники», у которых все, что связано с ТС и ЕАЭС, вызывает критику. В этом контексте стоит чаще предоставлять свободные трибуны в СМИ «верующим» в ЕАЭС простым людям, ведь для них этот союз создавался.
Стоит также поднять проблему демонстрационного эффекта ЕАЭС. Он особенно чувствуется в Кыргызстане. Сегодня демонстрационный эффект, как мы знаем, очень ярко проявляется в отношении ЕС. Когда страны, которые не соответствует никаким критериям, нормам (ни в экономике, ни в области законодательства), сломя голову пытаются попасть в Евросоюз. Украина – тому пример: страна фактически раскололась из-за такого безудержного желания. Также в этом списке Молдова, некоторые страны Балкан и т.д. В нашем случае мы можем говорить о демонстрационном эффекте, как минимум, для двух относительно бедных в экономическом смысле партнеров – это Кыргызстан и Таджикистан. Кроме того, ряд стран готовы подписать с ЕАЭС соглашения о свободной торговле.
Так вот, когда приезжаешь в Бишкек, где нет крупных производств, где эксперты не мыслят категориями промышленности, где никто не говорит о масштабных транспортных проектах, строительстве крупных заводов и т.д., все спрашивают одно и то же: «А что дал простому человеку Таможенный союз, что даст ЕАЭС?». Многие местные чиновники, ответственные за принятие решений, говорят: «Может, не стоит торопиться? Нужно изучить опыт соседних стран». Под соседней страной, как правило, подразумевается Казахстан. Такие вопросы задаются, а казахстанским политикам и экспертам надо искать на них ответы.
Источник: КасФактор: Институт Каспийского Сотрудничества