Недавнее заседание ОФ «Мир Евразии» (Алматы, Казахстан) было посвящено туристическому потенциалу Казахстана и Евразийского экономического союза в целом. В свете развития интеграционных процессов – это проблематика приобретает несомненную актуальность. В СССР, несмотря на практически закрытый характер страны, устремлялись значительные туристические потоки. В первую очередь, это было вызвано тем, что люди из капиталистических и других стран интересовались самой моделью построения государства, хотели посмотреть жизнь этого, как тогда провозглашалось, нового типа общества изнутри.
Сейчас в контексте евразийской интеграции рост туристических потоков следует связывать не только с выстраиванием качественно новой инфраструктуры, но и с умением создать привлекательную модель развития самого интеграционного объединения. И здесь аналогии с Евросоюзом вполне уместны. Безусловно, Европа – это уникальный музей мира, где чуть ли не каждый город хранит тысячелетнюю историю. Однако и стран-участниц евразийской интеграции существует множество интересных и живописных мест, которые могут привлекать к себе туристические потоки.
Еще более ярким примером для развития туристических потоков стран-участниц Евразийского экономического союза является пример Объединенных арабских эмиратов (ОАЭ). Еще 50-70 лет в этой стране не было ничего привлекательного. Однако элитам удалось грамотно распорядиться существующими огромными запасами нефти и выстроить привлекательную инфраструктуру и наладить туристические потоки. Причем люди приезжают в ОАЭ не только для того, чтобы позагорать на пляже и покупаться в водах Персидского и Оманского заливов. Многих привлекает именно образ жизни людей, интерес к социальной политике государства и т.д.
Ежегодно Россию посещают около 2 миллионов иностранных туристов, а Казахстан около 300 тысяч человек. Эти цифры верны, если брать всех иностранцев, пересекающих границу. Непосредственно туристов (а не людей, посещающих страну с деловыми целями) несколько меньше. И, тем не менее, это достойные цифры, однако участники дискуссии совершенно справедливо заметили, что необходимо выстраивать, совершенствовать и модернизировать туристическую инфраструктуру стран-участниц евразийской интеграции.
Тому же Казахстану, столицу которого Астану часто сравнивают с эмиратским Дубаем, есть что предложить иностранным туристами. Это и Алматы, это и Чимбулак, это и уникальный водоем Балхаш, это и Рудный
Алтай. Кстати, в уходящем году в Казахстане (на Чимбулаке) провел свой отпуск британский принц Гарри, что сделало хорошую рекламу этому горнолыжному курорту.
Участники дискуссии отметили, что Казахстану необходима комплексная программа развития туристической отрасли. Есть международный опыт развития новых курортов. В свое время на фактически пустом месте Турция, Таиланд, а сейчас и Вьетнам создавали туристическую инфраструктуру
И все же, странам-участницам евразийской интеграции, как и самой евразийской интеграции не хватает соблазна (А. Шпаковский). В контексте развития туристической отрасли стран-участниц ЕАЭС это положение также не теряет своей актуальности.
Руководство Казахстана немало делает для развития бренда страны, создание привлекательного образа государства в эпоху глобализации. В этот контекст органично вписывает грядущая Всемирная Универсиада и выставка ЭКСПО-2017 г. Также у страны есть перспективы принять Зимнюю Олимпиаду в 2022 г. И хотя явный фаворит гонки – Китай, шансы у Казахстана также неплохие.
Еще одна важная проблема, которую подняли участники дискуссии – это развитие внутреннего туризма. Например, далеко не все жители Алматы имеют возможность посетить Москву или даже Астану. Создание единого евразийского экономического пространства в среднесрочной перспективе позволило бы выстроить туристические маршруты и сделать их доступными для большинства граждан стран-участниц ЕАЭС. И здесь необходим механизм государственно-частного партнерства. Таргетированные субсидии государства и частные инвестиции помогут интенсифицировать потоки людей в ЕАЭС. А за потоками туристов последует и другие мобильности (например, бизнес). Участники алматинской дискуссии пришли к выводу о том, что нужно стимулировать простых граждан стран ЕАЭС к тому, чтобы они путешествовали не только по своему родному краю, но и посещали соседние государства.
А то, что возможностей для развития туристической инфраструктуры с началом функционирования ЕАЭС у Казахстана, Беларуси и Армении станет больше, несомненно. Турфирмам этих стран в силу унификации различных норм, требований законодательства будет легче работать и привлекать туристов, как из евразийского зарубежья (например, из России), так и дальнего.
Дмитрий Михайличенко — ЦГИ «Берлек-Единство»
Источник: Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»