С 1 января 2015 года начал свою работу Евразийский Экономический союз. В связи с этим большое внимание уделяется не только возможным результатам работы, но и позициям и перспективам новых членов Евразийского Экономического союза. Основанный на базе трех государств, он включил достаточно быстро в себя еще и Армению.
Сейчас, конечно же, позиции этой стороны уделяется большое внимание, тем более, что мы видим, что вступление Армении в новое интеграционное объединение идет на фоне скандала, связанного с убийством армянской семьи российским военнослужащим на военной базе, который служил в Гюмри. Естественно, повышенное внимание отражается и на том, что появляются «горячие головы», которые говорят о нежелательности вступления Армении в ЕврАзЭС. Хотя мы должны понимать, что эта трагедия не имеет прямого отношения к традиционному объединению.
Такие случаи, увы, бывают очень часто. Такое неоднократно случалось и в Афганистане, где силы международных коалиций постоянно конфликтовали с местным населением. Но можно привести и ряд примеров, в той же Южной Корее, в других странах, где находится иностранный военный контингент. На самом деле Армения для Таможенного союза и для Евразийского Экономического союза страна не сказать, чтобы значимая. Позиции ее экономики откровенно малы, слабы. Это чуть более одного процента от общего объема Евразийского Экономического союза. Это три миллиона населения, это низкий уровень ВВП, это проблема с тем, что значительная часть населения находится за пределами страны, зарабатывает. Фактически там около 2 миллиардов в год идет поступлений от мигрантов, а реально — около 3 миллиардов. Это фактически сравнимо с годовым ВВП страны. С этой точки зрения, скорее, для Армении будет выгодно вступление в Евразийский Экономический союз. Но при этом упрощаются определенные барьеры и трудоустройство, например, что очень значимо для многих жителей Армении, которые работают в подавляющем большинстве в РФ.
Второй момент — это, естественно, снятие таможенных барьеров, что очень важно, поскольку Армения находится в своеобразной транспортной блокаде. Основные грузопотоки идут через Грузию и Иран. Естественно, ввиду сложностей армяно-азербайджанских отношений это восточное направление фактически закрыто.
Цена на ряд товаров, экспортируемых Арменией, должна если не снизиться, то, во всяком случае, не подорожать. Это продукты питания и одежда, горюче-смазочные материалы и так далее.
Но и Россия окажет Армении определенную финансовую помощь — в частности, уже на 2015 год было сказано, что газ будет поставляться по льготным тарифам, что принесет определенную пользу армянской экономике.
Армения — это член ОДКБ, фактически форпост. Россия имеет военную базу в этой стране. Те взаимоотношения, которые уже действовали в рамках ОДКБ, в рамках СНГ и ряда других интеграционных объединений, сыграют свою роль и в работе нового экономического объединения. Помимо этого, армянская экономика заинтересована в росте своего экспортного потенциала, поскольку это транспорт, фактическое отсутствие железной дороги, которая связывает Армению с Российской Федерацией, поскольку она проходит по территории непризнанной Абхазии. Эта часть дороги не функционирует. Не построена еще железная дорога в Иран, что в Армении очень необходимо, но пока средств не хватает.
Конечно же, в силу таких транспортных сложностей товарооборот Армении и с РФ, и с Казахстаном, и с Белоруссией достаточно низкий. В среднем товарооборот Казахстана и Армении — около 5 миллионов долларов. Это совершенно несерьезная цифра, ее нужно увеличивать. Тем более что и Казахстану есть что предложить Армении, и Армении есть что предложить Казахстану.
Потихоньку экспортный потенциал Армении увеличивается. Но этого еще мало, и я уверен, что в рамках Евразийского Экономического союза товарооборот будет увеличиваться. Это полезно для всех стран. Учитывая, что в Армении достаточно низкая себестоимость производства ряда продуктов питания, то их товары вполне могут быть конкурентоспособны на нашем рынке, несмотря на то, что с доставкой будут определенные сложности.
Мы видим, что к новому интеграционному объединению проявляют большой интерес другие зарубежные страны. В целом называется около 40 государств, которые хотят в той или иной степени дружить с Таможенным союзом и Евразийским союзом, может быть, в формате зоны свободной торговли. Последним из таких стран, показавшим интерес, был Тунис. Посол в РФ говорил о возможности подачи официальной заявки на вступление в Таможенный союз. Я думаю, здесь выступление носит больше комплементарный характер. Говорить о скором вступлении этой страны не приходится. Тем более, что это очень неожиданная заявка.
Мы слышали о том, что Сирия проявляет интерес, Таджикистан, Вьетнам, Тунис – страна, с которой началась серия бархатной революции, жасминовая революция, потом прокатилась по всему Ближнему Востоку. Тем не менее, это государство является перспективным для этого интеграционного объединения. Несмотря на то, что оно находится достаточно далеко географически, это одно из продвинутых государств северной Африки, которая фактически находится в 120 километрах от Италии. Это страна, где экономика зиждется не на природных ресурсах, а на человеческом потенциале. Тунис входит в пятерку стран — экспортеров оливкового масла, фиников. Кроме того, это государство, где имеются очень серьезные перспективы в сфере развития туризма. И многие граждане тех же стран Евразийского Экономического союза знают об этом.
Такое государство сможет стать своеобразным «тропическим огородом» для Таможенного союза. Мы понимаем, как много сложностей сразу же уберется, если это государство вступит в Таможенный союз. Думаю, не будет проблем с пересечением границ и прочим, тем более, что страна конкурентоспособная по ценам, предоставляет достаточно бюджетный отдых. В этом смысле интерес этого государства к Таможенному союзу нужно поощрять и пропагандировать. Я уверен, что Тунис — это не единственное государство, которое будет проявлять заинтересованность в этом интеграционном объединении.
Источник: Today.kz