Доктор исторических наук, директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете Булат Султанов считает, что в настоящее время главное внимание стоит уделить информированию населения о плюсах, которые есть в деятельности ЕАЭС. При этом необходимо говорить правду о тех минусах, которые могут быть и наверняка будут, особенно технических, на первых этапах раскрутки интеграционного объединения. Об этом он заявил в ходе своего выступления на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «С друзьями рука об руку: общественная дипломатия интеграции», который состоялся в Алматы.
Когда мы говорим об общественной дипломатии или связанной с ней «мягкой силе», надо исходить из того, что и первое, и второе – это в основном прерогатива ведущих стран мира. Они осуществляют свою внешнюю политику, пользуясь не только официальной дипломатией, но и концепцией «мягкой силы». В ней есть три основных задачи: первая – это информирование зарубежной общественности, вторая – получение от нее обратной связи, третья – участие в выработке внешнеполитической позиции с учетом мнений из-за рубежа.
В рамках Центральной Азии общественная дипломатия имеет свои плюсы и минусы. Во-первых, потому, что учет зарубежного общественного мнения – это трудная задача. И опять же, говорить о том, чтобы использовать обратную связь в условиях, когда единолично принимаются решения, трудно. Для такого государства как Казахстан, главная задача – все-таки не общественная дипломатия, в том числе и в рамках евразийской интеграции. Для нас главней задачей должна быть внутренняя информационная работа среди наших граждан. Поскольку у нас имеются как противники, так и сторонники ЕАЭС, и по мере усиления противостояния между Западом и Россией, возможно, финансовые потоки в сторону противников будут усиливаться. Вероятны попытки проведения каких-то акций с целью внести раскол между людьми.
Есть такая русская поговорка «По одежке протягивай ножки». Сейчас главное внимание надо уделить информированию населения о тех плюсах, которые есть в деятельности ЕАЭС, говоря правду о минусах, которые могут быть и наверняка будут, особенно технических, на первых этапах раскрутки интеграционного объединения.
При этом решения наверху принимаются на основе материалов СМИ и публикаций, которые готовит экспертное сообщество. Спичрайтеры ищут свежие идеи, в том числе в интернете, в СМИ. Поэтому роль СМИ важная – все зависит от того, как журналисты интеграционную идею «обкатают», преподнесут.
Далее – насчет идеологии. Что мы имеем в рамках ТС и ЕАЭС? Мы имеем четкие, хлесткие и емкие формулировки противников ЕАЭС: «реинкарнация СССР», «восстановление советской империи». А что взамен? Вот таких слоганов не придумано. Когда создавался Европейский союз, то людям это объясняли необходимостью увязать экономические системы Европы, переплести их так, чтобы не было возможности начать войну в регионе. То есть пять веков европейские страны воевали между собой, и вынести еще один такой век было нельзя. Данное стремление избежать войны перевесило точки зрения противников создания ЕС о том, что за этим последует частичная утрата государственного суверенитета, централизация власти в Брюсселе и т.д. Согласитесь, что сейчас антитезы реинкарнации Советского Союза нет.
Мы плохо работаем с населением. Это касается и экспертного сообщества, и представителей СМИ вот в каком плане. В прошлом году я был на конференции в Брюсселе, там задали вопрос: «А зачем Казахстану, преуспевающему государству, нужны Таможенный и Евразийский экономический союзы?». И повисла пауза… Я ответил так: «Согласен, мы не будем вступать в ЕАЭС. Примите нас в ЕС!». Там у всех челюсти отвисли. В ЕС нас принимать не хотят. Но в условиях надвигающегося глобального кризиса единственным выходом является регионализация. И раз нас не хотят принимать в ЕС, то почему они мешают создать региональный союз с Россией? Следом появился второй вопрос: «Зачем такому успешному государству членство в ОДКБ? У вас же благодаря мудрой многовекторной политике нет врагов». Хорошо, говорю, давайте мы выйдем из ОДКБ, но тогда примите нас в НАТО. «Что вы? НАТО – это же Северо-Атлантический альянс, а вы так далеко…». Я отвечаю, что Афганистан, где войска альянса, еще дальше. Далее я сказал: «Вы нас ни в один блок брать не хотите. Но почему вы против того, чтобы мы сами создавали региональные организации в условиях такого тяжелого перехода от однополярного мира к многополярному с непредсказуемыми последствиями?»
Поэтому, я думаю, об этих вопросах надо чаще говорить. И после критики не нужно уходить в глухую оборону. Если мы ожидаем новых выпадов, в том числе антиевразийских, стоит заранее готовиться к тому, как их парировать, как их нейтрализовать. Журналистам и экспертам требуется теснее работать, чтобы эксперты, которые должны взять на себя основную ношу общественной дипломатии, озвучивали свои идеи, а журналисты их красиво излагали.
Ольга Казанцева
Источник: Информационно-аналитический центр