Казахстанский бизнес может встать на плечи российского индустриального производства. Такой способ использования преимуществ интеграции для выпуска отечественной продукции был предложен на днях в Алматы в рамках дискуссии, посвященной росту импортозамещения, экспорта и конкурентоспособности в странах Евразийского экономического союза.
Всего три месяца минуло с тех пор как Казахстан, Россия, Беларусь и Армения начали жить по новым правилам, изложенным в договоре о создании ЕАЭС. Наши страны объединились, чтобы стать сильнее, поскольку по отдельности слабо представлены на мировом рынке промышленных товаров. Правда, пока еще нет четкой стратегии развития интеграционного объединения, отметили участники очередного заседания экспертного клуба общественного фонда «Мир Евразии». В частности, не решен принципиальный вопрос: стоит ли странам-участницам сосредоточиться на развитии нескольких конкурентоспособных в мире отраслей или выпускать широкий спектр товаров и услуг. Учитывая разницу в структуре и объемах производства, в каждом государстве ЕАЭС на этот вопрос могут ответить по-своему. Какова же позиция нашей республики?
– Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Современное государство для всех: Пять институциональных реформ», в скором времени за счет диверсификации экономики должно появиться три-четыре новых казахстанских продукта, востребованных на мировом рынке, – сказал руководитель фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев.
– По словам Главы государства, «в ходе интеграционной политики Казахстана в предыдущие годы сформированы важнейшие инструменты для расширения вовлеченности нашей экономики в мировые хозяйственные связи». То есть у предприятий благодаря вхождению в ЕАЭС появились новые возможности для сотрудничества. В первую очередь это связано с отменой таможенных пошлин на товары при пересечении государственных границ. Казахстан получил доступ на рынок в 10 раз превышающий собственный. Также за счет доступа к транспортной инфраструктуре России казахстанские экспортеры смогут сократить транспортные издержки и сэкономить время. Ожидается повышение инвестиционной привлекательности за счет более благоприятного, чем у стран-партнеров, налогового и инвестиционного климата.
Получается, что акцент будет сделан на нескольких конкурентоспособных отраслях, при этом приветствуется инициатива бизнес-сообщества по расширению линейки производимых товаров. В ходе заседания было также отмечено, что в Казахстане еще в 1999 году была начата программа импортозамещения. Однако все участники экспертного клуба выразили отрицательное отношение к наращиванию собственного производства за счет ограничения импорта. Именно такая политика в странах ЕАЭС, по мнению экспертов, периодически приводит к развязыванию так называемых торговых войн, когда интересы тех или иных производителей ставятся выше интересов потребителей.
– Как можно говорить о единой промышленной политике (проект соответствующего документа размещен на сайте ЕАЭС. – Прим. авт.), когда были и есть взаимные барьеры, о чем не раз говорил наш Президент, – говорит директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
– Ту же Беларусь уже можно считать ветераном различных торговых войн. Имелись прецеденты того, что Россия не пропускала на свой рынок казахстанские товары. Тогда мы слышали такую страшилку для наших предпринимателей, как Роспотребнадзор. Сейчас другая ситуация: Россия не пускает к нам товары из третьих стран. Звучит теперь название другого органа – Россельхознадзор. А недавно Николай Радостовец, глава Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана, заявил о том, что Россия не пускает наш уголь в Украину. Понятно, тут политика, но прецедент есть.
Справедливости ради стоит заметить, что и Казахстан прибегает к запретительным мерам. Как отметил экономический обозреватель, аналитик портала Oilnews.kz Сергей Смирнов, «третий год подряд, как только заходит дешевый российский бензин, мы закрываем границы». С открытым забралом отечественные производители автомобильного топлива конкуренции не выдержат: российский бензин соответствует стандарту Евро-5, в то время как в Казахстане производится только Евро-2. Правда, недавняя торговая война завершилась в пользу потребителей: казахстанские автодилеры и автопроизводители так и не смогли убедить власти запретить ввоз более дешевых из-за падения курса рубля машин из России.
– Будет проблематичным, если в формате интеграционного объединения останется концепция импортозамещения, – уверен генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов.
– Иначе получится так: раньше каждая страна в отдельности закрывалась от всего мира, а теперь государства объединились, но пытаются опять делать то же самое. Поэтому я лично очень надеюсь, что в ЕАЭС никакого импортозамещения не будет. Да и сама структура экономического союза это подразумевает: например, Казахстан теперь не может защищаться от российского импорта и наоборот.
Финансовый аналитик убежден, что странам ЕАЭС следует придерживаться политики экспортно ориентированности вкупе с поддержкой производства. То есть государство могло бы инвестировать предприятия, которые выпускают продукцию, способную конкурировать на мировом рынке. По сути, это означает, что и на внутреннем рынке товары высокого качества будут пользоваться спросом. А значит, так называемое казахстанское содержание будет увеличиваться конкурентным способом, а не с помощью заградительных барьеров для импорта.
К слову, в Казахстане экспортерам оказывается финансовая и организационная поддержка. Работает проект «Электронный информационно-маркетинговый центр РК», созданный Министерством национальной экономики. АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest» предпринимает различные меры по продвижению экспорта готовой продукции. АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» осуществляет функции экспортно-кредитного агентства. АО «Банк развития Казахстана» кредитует экспортные операции. Центр развития торговой политики проводит системный анализ внешней торговли. Торгово-промышленная палата содействует в установлении деловых контактов с иностранными потребителями продукции, а Национальная палата предпринимателей и Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана защищают экономические интересы экспортеров.
– Существует потребительский рынок и рынок В2В («би ту би»: business to business – бизнес бизнесу. – Прим. авт.). В части потребительского рынка, где есть бренды, которые должны быть на слуху, может быть, экспорт из ЕАЭС не очень хорош. Но в сфере экспорта в В2В (это, например, поставки урана, атомных реакторов, оружия, самолетов) российские позиции очень сильны. Думаю, Казахстану очень важно этим воспользоваться, встраиваясь в производственные цепочки, – продолжил Айдархан Кусаинов.
– К примеру, у нас есть Текелийский аккумуляторный завод, который экспортирует продукцию в Россию. Завод встроен в производственную цепочку, работает в формате В2В, его мало кто знает в Казахстане, но, тем не менее, это экспортное производство. Может, и не мирового, но евразийского класса, что, будем считать, выше казахстанского класса.
Он также добавил, что ЕАЭС открывает новые возможности для казахстанских компаний – создавать свой продукт на базе более развитой российской промышленности. И это распространенная мировая практика, когда компания одной страны выпускает свои товары на предприятиях другого государства. К слову, сгущенное молоко «Айналайын» производится в Беларуси для отечественного рынка.
– Для Казахстана в рамках ЕАЭС появляется уникальный шанс встать на плечи индустриального российского производства и заявить о себе как о казахстанском производстве, – считает гендиректор консалтинговой компании. – Почему бы не создавать отечественный продукт в той же России, а затем экспортировать его под своим брендом?
Такую возможность действительно можно использовать бизнесменам, у которых есть хорошая идея, но нет больших средств для ее воплощения – все-таки создать производство с нуля дорогого стоит. Однако каждое государство заинтересовано в создании предприятий на его территории, поскольку это прежде всего рабочие места и налоги. При этом, как считает политолог Эдуард Полетаев, для развития индустриализации вовсе не обязательно использовать новейшие технологии. Он привел в пример узбекскую компанию «Уздэуавто»: в 2005 году она выкупила долю корейской компании Daewoo, которая, как известно, обанкротилась. Производимый в Узбекистане автомобиль Daewoo Nexia пользуется большим спросом у покупателей, в том числе в странах ЕАЭС, так как обладает приемлемым сочетанием цены, качества и стоимости техобслуживания.
– А ведь это модернизированный Opel Kadett, который начали выпускать более 30 лет назад, с 1984 года. И несмотря на то, что завод так и не вышел на проектную мощность (250 тысяч авто в год), всего было выпущено более 2 миллионов авто, а численность персонала (а это новые рабочие места) АО «ДжиЭм Узбекистан» составляет более 9 тысяч человек, –подчеркнул руководитель ОФ «Мир Евразии».
– На мой взгляд, не обязательно гоняться за дорогостоящими инновациями, в рамках политики импортозамещения в Казахстане вполне способны производить простые вещи. Например, в кыргызском городе Каракол производят недорогие и качественные зубные щетки, востребованные на казахстанском рынке. При этом в Казахстане нет производителей этого элементарного с технологической точки зрения продукта.
Андрей КОРОЛЁВ, Алматы
«Страна без коррупции – процветающая страна»
Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ, председатель Республиканского общественного совета по противодействию коррупции партии ««Нұр Отан», депутат мажилиса Парламента
С момента обретения независимости Лидер Нации Н. Назарбаев последовательно проводит антикоррупционную политику. Сегодня в Казахстане сформирована целостная правовая основа противодействия коррупции, создана отлаженная антикоррупционная система, представленная как государственными органами, так и институтами гражданского общества.
Президент страны в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» обозначил стратегический путь развития нашего государства, одним из препятствий реализации которого является коррупция. В связи с чем Глава государства акцентировал внимание на необходимости создания единого фронта государства и общества в борьбе с коррупцией для достижения главной цели – искоренения коррупции как явления, т.к. она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности.
Обозначенные лидером партии Н. Назарбаевым на XVI съезде пять институционных реформ также направлены на локализацию коррупции как в системе государственного управления, правоохранительной и судебной деятельности, так и в экономическом секторе.
Важное значение в этом процессе имеют законы «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле» и «О доступе к информации», принятие которых инициировано фракцией партии «Нұр Отан» в мажилисе.
Особое место в противодействии коррупции на сегодня отводится правящей партии «Нұр Отан», которая целенаправленно ведет борьбу с коррупцией, формируя в обществе стойкое неприятие к ней. В доктрине партии определено, что «борьба с коррупцией является задачей всех и каждого. Будут создаваться системные условия для противодействия коррупции и формирования в обществе нетерпимости к любым ее проявлениям».
В целях реализации доктрины политическим советом партии в 2014 году принята партийная Программа противодействия коррупции на 2015–2025 годы, реализация которой обеспечивает практическое воплощение целей и задач «Стратегии «Казахстан-2050».
Основные направления новой антикоррупционной стратегии партии «Нұр Отан» определены как меры профилактического характера, обеспечивающие нейтрализацию коррупционной активности. Достижение этих целей возможно путем формирования модели антикоррупционного поведения и антикоррупционной культуры, что является залогом успеха в противодействии коррупции.
Это очень важная и сложнейшая задача. Необходимо добиться того, чтобы в сознании граждан коррупционные проявления воспринимались как нравственный недостаток. В процессе формирования понимания коррупции как асоциального явления должно принимать участие все общество. Необходимо создание условий для формирования материальных и духовных антикоррупционных ценностей, которые должны быть тесно взаимозавязаны.
В этих целях в апреле этого года стартует реализация партийного проекта «Сыбайлас жемқорлық жоқ ел – өркендеуші ел» – «Страна без коррупции – процветающая страна».
Проект рассчитан на пять лет – это первый этап реализации партийной антикоррупционной программы, и он направлен на формирование в обществе «нулевой терпимости» к проявлениям коррупции, выработку у граждан антикоррупционного иммунитета и полную информированность населения о принимаемых властью антикоррупционных мерах.
Через этот проект мы предполагаем внедрить систему антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых найдет отражение негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции. Для этого будет уделено особое внимание воспитанию ценностных установок и развитию способностей, необходимых для утверждения гражданской позиции непринятия коррупции.
Сегодня всем стало понятно, что без поддержки общества антикоррупционные меры государства не будут иметь должного эффекта. Поэтому важнейшим направлением реализации проекта является постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционных программ, пропаганда антикоррупционной политики государства, разъяснение положений действующего законодательства по борьбе с коррупцией, для того чтобы каждый житель понимал, для чего это делается и какую конкретную пользу получит от этого лично он и его семья.
Поэтому мы постараемся донести эту информацию до каждого дома, аула, села и района. Проведем встречи ветеранов труда, успешных бизнесменов с молодежью для пропаганды честного, добросовестного труда,
акции «Чистая сессия», «Начни с себя», а также ряд научно-популярных мероприятий, таких, как «круглые столы» по вопросам противодействия коррупции, международная конференция на антикоррупционную тематику и т.д.
Проект предназначен для всего населения, государственных служащих, предпринимателей, представителей неправительственных организаций. Им будут охвачены все регионы республики.
В проекте активное участие примут депутаты Парламента и маслихатов, региональные и территориальные филиалы партии, первичные партийные организации, молодежные объединения и, конечно, члены Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан».
Хочу выразить уверенность, что продвижение партийного проекта «Сыбайлас жемқорлық жоқ ел – өркендеуші ел» – «Страна без коррупции – процветающая страна» внесет вклад в осознание гражданами нашей страны того, что противодействие коррупции – это дело всего общества. Приглашаю принять активное участие в его реализации неправительственные организации, государственные органы и, конечно, всех наших соотечественников.
Андрей Королев
Источник: Литер