Как известно, в последние десятилетия в мире идут процессы глобализации, и многие страны интегрируются в экономические блоки. Часто эти объединения выполняют протекционистскую функцию. Например, страны ЕАЭС на мировом рынке промышленных товаров представлены слабо и по отдельности им трудно быть конкурентоспособными. В рамках же союза возможностей взаимной торговли больше, как и защитных мер. Те же процессы происходят в Евросоюзе.
Такой вариант использования преимуществ интеграции был предложен на днях в Алматы в рамках дискуссии экспертного клуба «Мир Евразии», посвященной росту импортозамещения, экспорта и конкурентоспособности в странах Евразийского экономического союза. При этом на заседании было отмечено, что не решен вопрос дальнейшей стратегии ЕАЭС: стоит ли странам-участницам сосредоточивать все внимание на развитии нескольких конкурентоспособных в мире отраслей или выпускать широкий спектр товаров и услуг?
В работах многих известных экономистов утверждается, что повышение уровня жизни населения на основе ускорения темпов экономического роста возможно на основе индустриализации и экспортной ориентации. Но такая политика не всегда оправдывает возлагающихся на нее надежд. При этом индустриализация экономики должна достигаться не путем замещения импорта отечественным производством при помощи внешнеторговых ограничений и дискриминации импорта, а путем наращивания экспортного потенциала страны.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Современное государство для всех: Пять институциональных реформ» сказал, что в скором времени за счет диверсификации экономики должно появиться новых 3-4 казахстанских продукта, востребованных на мировом рынке. По словам главы государства, «в ходе интеграционной политики Казахстана в предыдущие годы сформированы важнейшие инструменты для расширения вовлеченности нашей экономики в мировые хозяйственные связи».
На сайте ЕЭК размещен проект документа «Основные направления промышленного сотрудничества». Одна из главных задач – уменьшить импорт из третьих стран за счет взаимной торговли стран-участниц союза. По сути, речь идет об импортозамещении в масштабе интеграционного объединения. При этом каждая из стран ЕАЭС в отдельности в той или иной степени придерживается данной политики.
Кто из стран ЕАЭС первым ее взял на вооружение? Определить сложно. Армения, оказавшаяся в транспортной блокаде с начала 1990-х годов, была вынуждена ввозить часть жизненно важных товаров из Ирана, а затем стала выпускать их сама. В России изначально производится широкий спектр товаров, но сейчас, в условиях экономических санкций, замена импорта собственной продукцией получила новый импульс. В Беларуси приняты государственная программа импортозамещения и национальная программа экспорта. В Казахстане программа импортозамещения была начата еще в 1999 году, после экономического кризиса.
«Каковы перспективы и возможные направления промышленной политики стран ЕАЭС? – задался вопросом политолог Антон Морозов. – Условно производственные отрасли стран ЕАЭС можно поделить на успешные и неуспешные. Вот что у нас делается неплохо: транспорт, оборудование, резина и пластмассы, деревообработка, продукция металлургии, целлюлозно-бумажные товары и пищевые продукты. Причем в некоторых из этих отраслей тренд идет на снижение, падает доля товаров на общем рынке. В негативном состоянии находятся производство кожи, обуви, лекарственных изделий, электроники и оптики, станков, оборудования, текстиля. Можно заметить, что в «легких» отраслях все более или менее нормально. Отрасли, где требуются какие-то технологии, НИОКР, значительно отстают. Мне кажется, что технологическое отставание, которое было в СССР во времена холодной войны, опять повторяется. Что делать? Есть два варианта: либо нужна мощная поддержка отстающих отраслей, либо необходимо сосредоточиться на тех отраслях, где национальные производители уже занимают прочные позиции».
По мнению советника председателя правления АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST» Сауле Ахметовой, в проекте документа «Основные направления промышленного сотрудничества» акцент делается на уменьшение импорта из третьих стран за счет взаимной торговли в рамках ЕАЭС. «По сути, это импортозамещение, но в большем масштабе, – подчеркнула она. – В перечне отстающих отраслей указаны те, в чем мы отставали еще в советское время, – это потребительские товары. Я думаю, что в этом мы уже никогда не догоним передовые страны. При этом, когда Казахстан вошел в Таможенный союз, у него экспорт промежуточной продукции вырос больше, чем в России. Значит, получается встраиваться в цепочки. Просто нет хороших аналитиков, чтобы четко отследить все эти процессы».
Однако некоторые участники экспертного клуба выразили отрицательное отношение к наращиванию собственного производства за счет ограничения импорта. Именно такая политика, по мнению экспертов, периодически приводит к развязыванию так называемых торговых войн, когда интересы тех или иных производителей ставятся выше интересов потребителей.
«Рано говорить о единой промышленной политике, когда еще остаются взаимные барьеры. По линии экспорта имелись прецеденты того, что та или иная страна не пропускает на свой рынок товары партнеров по ТС и ЕАЭС. Речь идет о том, что нет единой политики регулирования потока товаров», – считает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
«Странам ЕАЭС следует придерживаться политики экспортоориентированности вкупе с поддержкой производства, – уверен генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов. – Государство могло бы инвестировать предприятия, которые выпускают продукцию, способную конкурировать на мировом рынке. По сути, это означает, что и на внутреннем рынке товары высокого качества начнут пользоваться спросом. Следовательно, так называемое казахстанское содержание будет увеличиваться конкурентным способом, а не с помощью заградительных барьеров для импорта».
Между тем пока реальной экономики в процессах импортозамещения мало, зато много разговоров и лозунгов. Кроме того, ряд механизмов импортозамещения и защиты внутреннего рынка может вступить в противоречие с принятыми нормами международной торговли. По этой причине далеко не все страны открыто заявляют о намерении замещать импорт. Например, Турция – член ВТО с 1995 года, а в магазинах этой страны по ряду товарных позиций вообще не найти импорта. При этом в массе продукции легкой промышленности на турецком рынке все больше товаров из Китая, Индии, Бангладеш, но все они выпущены под турецкими брендами.
К тому же понятие «импортозамещение» – это сегодня не только политика индустриализации, и вообще необязательно она. Например, барьеры ЕС к доступу пищевой продукции на рынок также являются средствами защиты внутреннего рынка, следовательно, это один из элементов импортозамещения, стратегия догоняющего.
«Существует потребительский рынок и рынок, – заявил А. Кусаинов. – В части потребительского рынка, где есть бренды, которые должны быть на слуху, может быть, экспорт из ЕАЭС не очень хорош. Но в сфере экспорта в В2В (это, например, поставки урана, атомных реакторов, оружия, самолетов) российские позиции очень сильны. Думаю, Казахстану важно этим воспользоваться, встраиваясь в производственные цепочки. К примеру, у нас есть Текелийский аккумуляторный завод, который экспортирует продукцию в Россию. Завод встроен в производственную цепочку, работает в формате В2В, это экспортное производство».
Он также добавил, что ЕАЭС открывает новые возможности для казахстанских компаний – создавать свой продукт на базе более развитой российской промышленности. И это распространенная мировая практика, когда компания одной страны выпускает свои товары на предприятиях другого государства. К примеру, сгущенное молоко «Айналайын» для казахстанского рынка производится в Беларуси.
«Для Казахстана в рамках ЕАЭС появляется уникальный шанс встать на плечи индустриального российского производства и заявить о себе как о казахстанском производстве, – считает гендиректор консалтинговой компании. – Почему бы не создавать отечественный продукт в той же России, а затем экспортировать его под своим брендом?»
Дискуссия состоялась весьма оживленная
Источник: «Ритм Евразии» интернет-портал