Фонд “Мир Евразии” провел очередное экспертное заседание, на этот раз в предверии 70-летия Дня Победы эксперты обсудили попытку ревизии итогов Второй мировой войны и роли СССР и стран союзников в общей победе.
Манипулируя фактами, предавая значение одним событиям и замалчивая другие, можно поссорить достаточно большое количество людей и создать неразрешимые противоречия. Не случайно в апреле главы министерств иностранных дел стран ОДКБ в связи с приближающимся празднованием Дня Победы приняли заявление о недопустимости искажения, пересмотра итогов войны, подчеркнул глава фонда Эдуард Полетаев.
Он констатировал тот факт, что постсоветские государства уже разделились по отношению к интерпретации истории. Так, например, Казахстан, Россия, Беларусь и Армения придерживаются традиционного понимания событий и итогов Великой Отечественной войны, сложившегося еще в СССР. В ряде республик подход немного трансформировался, кое-где называясь днем памяти.
«Это связано с тем, что болевые точки истории Второй мировой войны воспринимаются сознанием государств по-разному. Например, такая болевая точка как пакт Молотова-Риббентропа. В одних странах его называют необходимостью, к которой вынужден был прибегнуть Сталин. В других государствах, особенно тех, которые были разделены, в Польше, пакт воспринимают как сговор между сильными мира сего», — сказал он.
Политолог добавил, что в каждой из стран-участниц Второй мировой войны сложились определенные стереотипы. Прибалтийские государства и Украина больше позиционируют себя жертвами этой войны. Польшу и Чехословакию называют самыми первыми жертвами. Одни страны, такие как Россия и Казахстан, выступают в роли наследников Победы, другие показывают историю войны как обстоятельства, от которых некуда было деваться. Поэтому страны оказываются в разных идеологических лагерях», – резюмировал Полетаев.
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте РК Леся Каратаева считает, что сегодня реальную историю подменяет совокупность идеологем, призванных манипулировать массовым сознанием в чьих-то интересах, чаще всего политических.
«Личностью каждого из нас делает определенный набор ценностей. Поэтому для людей старшего поколения пересмотр истории – очень болезненный процесс. Вопрос в том, почему мы в Казахстане упустили этот процесс? Надо понимать, для чего нам знание об этой Победе, как мы будем им пользоваться. У нас нет образа врага. Может быть, отсюда и возникает такой инфантилизм в отношении различных интерпретаций», – отметила Леся Каратаева.
Ее коллега, доктор политических наук, главный научный сотрудник КИСИЮрий Булуктаев озвучил своеобразную классификацию существующих мистификаций истории ВОВ. По его словам, первые байки появились еще в годы войны, после разгрома фашистских войск под Москвой, за что Гитлер разжаловал нескольких генералов. Чтобы оправдаться перед фюрером, офицеры всю вину свалили на «генерала Мороза». Версия невероятных русских холодов до сих пор популярна, особенно в Европе, которую фашистская Германия завоевала в рекордно короткие сроки. В данном случае, как и в странах, входивших в профашистский блок, фальсификации направлены на собственные народы, чтобы смягчить нелицеприятные факты и обелить старшее поколение.
«Я служил в Германии в 1968 – 1970годах., и мы встречались с местными жителями, разговаривали. Они не выказывали к нам ненависти как к советским солдатам. Но один признался, что немцы не испытывают чувства вины, их больше заботит то, что теперь от поколения к поколению будет передавать «дух побежденных». А это плохо. Никому не хочется проигрывать», — сказал Юрий Булуктаев.
Политолог Айгуль Омарова заметила, что она родом из Нуринского района, где во время войны 15-летние девчонки садились на трактор, всю войну пахали, отправляли зерно на фронт. Ее бабушка одна из первых в Карагандинской области сдала свои украшения для фронта. У папы было пять братьев, из них только один не пошел на фронт, остальные все ушли, и трое не вернулись. Только отец вернулся.
«Моя бабушка, например, во время войны от голода спасла 5 семей, хотя самим тоже жилось нелегко. В их числе были и две немецкие семьи. Я прекрасно помню, когда моя тетя уехала в Алматы, она присылал апорт, и бабушка заставляла меня разносить этот апорт этим семьям, которые она во время войны спасла от голода. Я рада, что для моих племянников, как и для всей нашей семьи, война – это святое. Я надеюсь, что они и своим детям это тоже передадут», — заметила она.
Главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замир Каражанов заметил, что сейчас идет естественная смена поколения. Общество эту войну уже рассматривает как нечто абстрактное. Такой подход тоже снижает возможность сохранения ценностей героического прошлого. Создает условия для того, чтобы можно было пересматривать историю и не бояться подвергнуться критике со стороны общества.
«Была связь поколений, сегодня ее уже нет. В данном случае мы сталкиваемся с концепцией морально-этического государства. То есть помимо того, что государство, как любят говорить политики и экономисты, должно быть эффективным, оно должно быть еще и моральным. Речь идет о морально ответственном государстве, которое защищает ценности и рассматривает их, как национальное достояние, гарантирует, что эти ценности будут охраняться и передаваться следующим поколениям граждан», — заметил он.
Источник: Kursiv.kz