«Манипулируя фактами, придавая значение одним событиям и замалчивая другие, можно поссорить достаточно большое количество людей и создать неразрешимые противоречия… Историческое прошлое должно рассматриваться не по частям, а в целом». Прошло заседание экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Неравнодушная история. Современные риски и тенденции, связанные с пересмотром итогов Великой Отечественной войны»
|
«Наши враги ленточек видят дальше своего носа? – задалась сакраментальным вопросом Айгуль Омарова, публицист. – Ведь на Украине все началось с конфликта по георгиевским ленточкам!» Политолог Антон Морозов считает, что в Казахстане тему Великой Отечественной войны в систему новой идеологии не встроили, из-за чего у Акорды нет четкого и однозначного отношения к этому вопросу. «В Казахстане ни два, ни полтора. Потому что мы не знаем, как пользоваться знанием о нашей Победе», – указала Леся Каратаева, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК.
«Восприятие истории принимает этноцентрический характер и сильно зависит от официальной интерпретации», – подчеркнул Эдуард Полетаев, модератор экспертного клуба. Кроме того, что нездоровые формы принимает дележ Героев Советского Союза между бывшими советскими республиками или той же Панфиловской дивизии (между Казахстаном и Кыргызстаном), само отношение ко Второй мировой и Великой Отечественной войне как ее части в разных государствах отличается.
Россия, Беларусь, Армения, официальная Астана остаются в русле традиционного подхода к войне. В Азербайджане и Узбекистане трактовки по Великой Отечественной войне существенно трансформировали. Прибалтийские республики произвели пересмотр событий Второй мировой войны, особенно в свете пакта Молотова-Риббентропа. Что касается государств за пределами бывшего СССР, то там тоже все неоднозначно. Польша воспринимает себя как жертву, Венгрия и Болгария – союзники гитлеровской Германии – объясняют свою позицию вынужденной необходимостью. У Великобритании официальная трактовка позиции России по войне не противоречит. В целом можно фиксировать, что страны оказываются в разных идеологических лагерях.
«Нас ссорят, – считает г-н Полетаев. – Появилась контристория, которая постепенно институционализируется. Манипулируя фактами, придавая значение одним событиям и замалчивая другие, можно поссорить достаточно большое количество людей и создать неразрешимые противоречия». «Историческое прошлое должно рассматриваться не по частям, а в целом», – указал он.
Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, отметил, что нынешние студенты порой высказывают разочарование из-за поражения Гитлера в войне. Мол, находились бы под властью Германии и жизнь протекала бы как в Европе. Однако концепция унтерменшей (недочеловеков) плохо стыкуется с благами цивилизованной жизни.
Г-н Булуктаев обратил внимание на то, что фальсификация истории Великой Отечественной войны началась давно. Уже после поражения гитлеровцев под Москвой в 1941 году немецкие генералы и пропаганда обратились к мифу о генерале Морозе. Как будто советская сторона воевала в других климатических условиях.
Срочную службу Юрий Булуктаев проходил в группе советских войск в Германии (на территории ГДР) в 1968-1970 гг. Из разговоров с местными жителями узнал, что их гнетет не столько чувство вины за ту войну, сколько дух побежденных. «История сохраняется и воспроизводится в виде коллективной памяти», – подчеркнул г-н Булуктаев. Поэтому фальсификаторы истории ставят цель не только в виде пересмотра геополитических итогов, поднятия духа побежденных, но и ослабления духа победителей, вбивания клина между бывшими советскими республиками. Он рассказал о специальных институтах в США, которые давно работают над распространением фальсификаций. Сам Юрий Булуктаев считает, что 1196164 казахстанца, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, обеспечивают ситуацию, при которой для большинства населения 9 мая остается святым праздником.
Казбек Бейсебаев, бывший консул Казахстана во Франции и Швейцарии, не разделяет оптимизма Юрия Булуктаева. Людей, которые придерживаются подхода, что для казахов это была не их война – становится все больше. Особенно высокий процент с таким отношением среди казахской молодежи.«Лично со своей стороны я сделал многое для того, чтобы эта война воспринималась все-таки нашей войной», – акцентировал г-н Бейсебаев. На средства жертвователей издана книга «Мы помним, мы гордимся», где более 1000 фотографий безымянных солдат, призванных в Красную армию из нашего региона, рассказы фронтовиков.
«Книга сделана так, чтобы показать молодежи, прежде всего казахской, что это была наша война, потому что там участвовали наши деды. И если вы в это не верите, об этом вам расскажут другие деды, которые живут в других странах мира», – объяснил подход Казбек Бейсебаев. «Это чисто народная инициатива, которую реализовала группа энтузиастов. К сожалению, все мои обращения в госорганы и национальные компании остались совершенно без ответа. Они не выделили ни одного тиына», – проиллюстрировал он отношение государства. Кстати, деньги на фильм о 28 гвардейцах-панфиловцах Казахстан тоже не выделил.
Участники экспертного обсуждения с разных ракурсов обратили внимание на то, что по теме Победы у Акорды внятной позиции нет. 9 мая остается праздничным днем, на заседании ОДКБ Астана поддержала позицию, согласно которой фальсификация истории Второй мировой войны недопустима. С другой стороны, что делать с красным знаменем Победы и гвардейской ленточкой, которую теперь все больше называют георгиевской – четкого сигнала нет. Управленческие решения все больше принимаются на уровне полутонов, недосказанности и странных компромиссов. Местный официоз пытается придумать что-нибудь такое, что устроило бы все стороны в ситуации, где у многих людей четкая позиция и часто враждебная.
Придумать в 2015 году что-нибудь креативное и всех устраивающее про 1945-ый год трудно. Тем более, когда в том же Донбассе символика периода Великой Отечественной войны заново одевается и проживается. За нее убивают и погибают. Мутной остается история с Айгуль Байкадамовой – внучкой генерала Ивана Панфилова – косвенные признаки указывают на то, что причиной нападения на женщину послужила ее поддержка гвардейской ленты.
«Почему у нас не работают некоторые законы? – Потому что у нас нет четких дефиниций, то есть четкого определения. И пока у нас в стране не будет четкого отношения к Победе, к Великой Отечественной войне и значению Казахстана в этой войне, у нас будут эти битвы в социальных сетях. И главное, чтобы они не вылились и на улицы. Этому необходимо идеологическое противостояние», – заявила Айгуль Омарова.
«Мы упускаем инициативу. Есть такая фраза: «Хочешь попасть в цель – стреляй по детям». Вот то, что сейчас происходит, это и означает, что «стреляют» по детям, – считает Антон Морозов. – Идеологическая борьба – это такой же фронт геополитической конкуренции, как экономика».
Много внимания в ходе экспертного обсуждения уделили художественным и документальным фильмам о войне, памятникам и мемориалам, музеям и веб-ресурсам, книгам, исследованиям историков. Рассуждая над вопросом зачем переснимать кино на сюжет «А зори здесь тихие», пришли к выводу, что для каждого поколения нужна своя подача и свои художественные образы. Главное, чтобы правда о войне сохранялась. Ведь одно дело, когда фильм снимает режиссер-фронтовик на сценарии фронтовика и другое, если за дело берется человек из другой эпохи с отстоящим по времени и жизни взглядом на события. «Сейчас фильмы о войне в стиле экшн. Люди видят насилие, но не видят страданий», – заметила Леся Каратаева.
«Помимо кино, есть еще компьютерные игры. Одна из самых популярных – Worldoftanks. Когда ты играешь в нее, ты узнаешь, в том числе, технические характеристики танков – немецких, советских… То есть это обращение к истории. Почему игру, которая популярна на всем постсоветском пространстве, на казахский язык перевели белорусы? Почему не мы? Где наши патриоты?» – обратил внимание Олег Сидоров, политический обозреватель газеты «Литер».
Политолог Замир Каражанов акцентировал внимание на отношениях государства и общества. В СССР у человека был мощный пакет социальных гарантий. Когда школьник, у которого родители на нормальной работе с достойной зарплатой, семья с жильем от государства, приходил на мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, то он пропитывался духом Победы и подвигом отцов и дедов иначе, чем ученик из современного неустроенного времени. Поменялось государство, поменялось общество, поменялось отношение.
«У нас гвардейская лента стала лентой раздора! Нам важно сохранить хотя бы отношение общества, что мы участвовали в Победе над фашизмом», – так видит задачу-минимум Казбек Бейсебаев.
Источник: Интернет-газета ZONAKZ.net