Недавно в Казахстане было подписано историческое соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом. Приведет ли первый шаг за пределы постсоветского пространства к установлению более тесных связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом, какие страны дальнего зарубежья в перспективе могут стать партнерами ЕАЭС и что за государство будет новым членом экономического союза, обсуждали участники экспертного клуба «Мир Евразии».

— В чем большой, исторический смысл подписания соглашения с Вьетнамом? Первый раз мы выходим за рамки СНГ и территориально, и фактически. То есть это новая конфигурация. К стану бывших союзных республик мы присоединяем другие страны, и это ставит крест на разговорах о восстановлении СССР под видом ЕАЭС, – подчеркнул представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов, комментируя подписание соглашения о ЗСТ с официальным Ханоем.

Он также отметил, что Вьетнам – это внушительная, растущая экономика, причем, товары, выпускаемые в этой стране, не конкурируют с отечественными, а дополняют их. В перспективе, считает Шибутов, Казахстан, как член ЕАЭС, мог бы экспортировать во Вьетнам, как минимум, продукцию машиностроения и химической промышленности. На сегодня, увы, казахстанский экспорт в эту страну – практически нулевой. Между тем за последние годы товарооборот между нашими государствами существенно вырос – с 121,9 млн долларов в 2012 году до 271,9 млн долларов в прошлом году. Хотя, если рассматривать объемы торговли в целом, значимыми эти цифры назвать сложно.

— Удельный вес Вьетнама в общем объеме товарооборота с Казахстаном за январь — декабрь 2014 года составил 0,2%, в то время как с Россией аналогичный показатель составляет 15,8%, – озвучил статистику политический обозреватель республиканской общественно-политической газеты «Литер» Олег Сидоров, напомнивший, что, тем не менее, именно Казахстан был одним из инициаторов подписания ЗСТ с вьетнамцами. – 1 ноября 2011 года был официальный визит президента Казахстана во Вьетнам, где главы двух стран подписали заявление, согласно которому «…стороны подтвердили намерение изучить целесообразность создания зоны свободной торговли между странами с учетом текущих торговых переговоров между Вьетнамом и странами Таможенного союза».

Безусловно, говорили эксперты, сам факт подписания соглашения с Вьетнамом – событие знаковое. Как и желание других стран мира, а их уже более сорока, наладить тесное сотрудничество с ЕАЭС. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество признает молодое интеграционное объединение, которому всего-то пять месяцев, перспективным. Но важно также то, что Вьетнам для нас – это окно в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

— Что касается широкого взаимодействия ЕАЭС и АТР, то все зависит от того, что мы под этим подразумеваем, – поделился своим мнением независимый аналитик Сергей Домнин. – Вся внешняя торговля ЕАЭС «весит» около 900 млрд долларов. Товарооборот ЕАЭС со странами АТР составляет примерно 220 млрд долларов, если не считать США и Канаду. Но львиная доля данной суммы – это торговля с Китаем, Японией и Южной Кореей. По понятным причинам, мы очень далеки от ЗСТ с этими тремя странами: слишком много конкурентных позиций, слишком большая опасность получить массу диспропорций, ослабив или сняв регулирование. Скорее всего, намечается точечное взаимодействие с другими странами региона по линии соглашений о свободной торговле. В какой форме это будет происходить? В той же самой, в которой мы взаимодействуем сейчас со всеми остальными: углеводородное и горнорудное сырье и его верхние переделы, а нам взамен могут поставлять электронику, в которой, кстати, и Вьетнам в последние годы преуспевает заметнее, чем в сельском хозяйстве.

Говоря о перспективах подписания ЗСТ с Вьетнамом, профессор Казахстанско-немецкого университета, кандидат философских наук Рустам Бурнашев убежден, что в данном случае результаты сотрудничества не так уж и важны:

— Речь ведь не идет о том, чтобы Вьетнам вошел в состав ЕАЭС. Речь идет только о ЗСТ, которая при этом не является тотальной, она касается определенных, четко фиксированных групп товаров. Соответственно, в данном случае мы можем говорить о том, что Вьетнам выступает как пробный камень, чтобы посмотреть, какая может быть динамика у проекта. Риска нет никакого: получится – великолепно, не получится, – ну и ладно. Риск с Арменией и Кыргызстаном, на мой взгляд, гораздо выше. Здесь страны уже вошли в сообщество, причем, несмотря на все ограничения и корректировки, вошли полностью. Изъятие этих стран из сообщества – это уже будет удар по имиджу. По большому счету, когда мы говорили об Армении и Кыргызстане, наверное, оптимально было бы сначала пройти технический уровень – установить ЗСТ, долго корректировать этот процесс, а потом выходить на нормальное взаимодействие.

Сейчас можно только гадать, в какую сторону света ЕАЭС сделает второй шаг в поиске торговых партнеров. Географию обрисовал руководитель фонда «Мир Евразии», политолог Эдуард Полетаев, кратко перечислив последние новости. Так, заявку на создание ЗСТ с евразийской пятеркой направил Египет, свою заинтересованность в установлении более тесных торговых взаимоотношений выразила Индия, хочет сотрудничать с ЕАЭС и Монголия. К слову, последняя, как пояснил модератор заседания, не прочь встроиться в транспортно-логистическую цепочку России и Китая.

— В свою очередь ЕАЭС чаще, чем сама Европа, высказывает заинтересованность в соглашении с ЕС. И на самом деле Европейский союз – крупнейший торговый партнер стран, которые входят в ЕАЭС, – добавил Эдуард Полетаев. – Теоретически Евросоюзу легче будет договариваться с ЕАЭС, нежели с каждой страной в отдельности. В целом Евразийский экономический союз – это проект, направленный не только на создание каких-то преференций, для входящих в него стран, логика его развития также в том, чтобы создать максимальную открытость для диалога. Уже есть сотрудничество с разными организациями – ШОС, ООН, ВТО. Мы видим также, что ЕАЭС создает приличную базу для иностранных инвестиций. Во всяком случае, об этом свидетельствует интерес Китая.

Между тем доктор исторических наук Булат Султанов, возглавляющий Институт международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете ратует за создание зоны свободной торговли с Ираном.

— Мы поставляем зерно, и через Иран можем выйти на страны Ближнего и Среднего Востока. И главное – мы соседи по Каспийскому региону. Принятие Ирана в ШОС и снятие санкций в отношении этой страны дают нам возможность широкого сотрудничества, – говорит он. – Я хотел бы выдвинуть, может быть, смелую идею: мы можем с Ираном заключить соглашение о строительстве нефтепровода от Персидского залива до севера Ирана, потом танкером до Атырау либо по трубопроводу «Жанажол – Кенкияк», а затем по построенному трубопроводу «Кенкияк – Атасу – Алашанькоу» мы будем поставлять этот поток нефти на территорию Китая. КНР согласится на реализацию данного проекта. И тогда с привлечением Ирана мы сможем решать многие вопросы.

Что же касается последующего расширения ЕАЭС, то новым членом, как предположил главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан, скорее всего, станет Таджикистан.

— Прежде всего, в ЕАЭС окажутся страны ОДКБ, – утверждает эксперт. – Потому что я говорю об аспекте, который мы не рассматриваем, – о безопасности. Если какая-то страна пытается решить проблемы даже не на уровне многовекторности, а перебежать в другой лагерь, то куда вы денете общую систему противоракетной обороны? Что вообще будет с вашей общей системой безопасности? Неслучайно расширение ЕС осуществляется только через участие в НАТО. Я думаю, что и в ЕАЭС вход будет через ОДКБ. Стоит отметить, что на сегодня в Организацию о коллективной безопасности входят Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Кыргызстан и Таджикистан (приостановили членство в ОДКБ Узбекистан, Азербайджан и Грузия, – прим. авт.). Поэтому прогноз о вхождении в ЕАЭС Таджикистана выглядит вполне логично. Тем более, что с экономической точки зрения, как отмечали многие участники заседания экспертного клуба, было бы выгодно принять в состав ЕАЭС Узбекистан и Азербайджан. Впрочем, как отметил Эдуард Полетаев, эффективное сотрудничество далеко не всегда подразумевает членство в интеграционном объединении. Например, Швейцария, Норвегия и Исландия вполне успешно взаимодействуют с ЕС в рамках зон свободной торговли. Аналогичные соглашения могут подписать с ЕАЭС и наши соседи на постсоветском пространстве.

Аманжол Смагулов

Источник: Информационно-аналитический центр
 

от wefund