Интеграционный процесс, развивающийся с разной скоростью и в разные периоды времени на пространстве Евразии, заметно активизировался за последние три года. Сложилось базовое понимание, что евразийская интеграция располагает возможностями, позволяющими ей стать вариантом комплексного ответа на вызовы наступившего нового века. Она идет по нарастающей, и обозначена уже ее очередная стадия – с 1-го января 2015 года должен начать работать Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) в составе Казахстана, России и Беларуси. Неизбежно будет расти и интерес к содержанию и особенностям евразийской интеграции.
Сложный и значимый сам по себе, этот процесс продвигается на неблагоприятном фоне, а именно: второй фазы финансового кризиса, называемого также кризисом глобализации, серии политических кризисов в странах Ближнего Востока, перешедших в ряде из них на уровень гражданского конфликта, ожидаемых последствий вывода из Афганистана войск западных союзников.
В то же время, очевидно, что сегодня выявляются противоречия между странами-участницами (Россия, Казахстан, Беларусь) в подходах к интеграции, в частности, ее темпам и скорости, институциональному оформлению, расширению. Обнаруживается несовпадение их позиций по ряду экономических и политических процедур интеграции на пространстве Евразии. На этом фоне растет осознание того, что политические и экономические оценки евразийской интеграции не всегда совпадают между собой. Показательно, что постановка вопроса о возможном его расширении за счет других постсоветских стран, таких как Украина, Кыргызстан, Армения стала причиной обострения в них внутриполитической ситуации, например, демонстрации протеста в Киеве, Ереване.
Назрела необходимость понять, как и в каком направлении эволюционирует модель евразийской интеграции, каких результатов она достигла к настоящему моменту, каковы риски и перспективы? Эти вопросы нуждаются в более полном и глубоком исследовании и обсуждении.
Встреча экспертов стран-участниц евразийской интеграции (Казахстана, России, Беларуси) на международной конференции ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ЭКОНОМИКО — ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ», организованной Институтом мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Лидера 29 ноября 2013 года, стала одной из эффективных тактик для понимания и анализа ее особенностей. По сути, она сама представляет собой часть процесса интеграции. Участие исследователей стран Центральной Азии, США расширило понимание интеграционных процессов на территории Евразии в региональном и глобальном контекстах.
Цель международной конференции заключалась в обсуждении и экспертной оценке промежуточных результатов деятельности интеграционных структур и последствий участия в евразийской интеграции, в том числе в идентификации ее основных вызовов и выгод в экономическом и геополитическом аспектах.
На трех сессиях обсуждались вопросы экономического и политического измерений евразийской интеграции. Среди них: плюсы и минусы влияния интеграции на экономику стран-участниц, роль наднациональных институтов, геоэкономические и геополитические аспекты последствия расширения членства в ТС и ЕЭП,
Участники конференции выразили согласие с тем, что процессы интеграции и регионализации отвечают современным тенденциям в мировой экономике. Было отмечено, что будущее развитие в мире будет определяться региональными интеграционными объединениями и в этом ключе интеграция рассматривается как неотъемлемая часть глобализации. На сегодня, региональная экономическая интеграция представляет собой один из эффективных путей выхода из сложившегося мирового экономического кризиса.
Эксперты отметили, что Таможенный Союз и Единое экономическое пространство являются, по сути, первым успешным проектом региональной интеграции на постсоветском пространстве. Тем не менее, у стран-участниц и их соседей накопилось немало вопросов.
Так, директор Центра международных исследований Белорусского государственного университета Достанко Елена. указала на то, что ТС и ЕЭП являются для Беларуси, в первую очередь, экономическим проектом, который, в то же время, не преуменьшает значимость ее членства в других региональных организациях. Среди положительных результатов участия Беларуси в евразийских интеграционных объединениях эксперт отметила: беспошлинные поставки нефтепродуктов, увеличение экспорта, а также рост инвестиционной привлекательности белорусской экономики. В свою очередь, серьезной преградой являются изъятия во взаимной торговле.
Выступление Жигулина Виктора, регионального представителя Торгово-промышленной палаты России в Центральной Азии было посвящено сотрудничеству казахстанского и российского малого и среднего бизнеса. Спикер отметил, что одной из важных предпосылок для успешного сотрудничества в этом направлении служит отсутствие языковых барьеров между представителями МСБ. Вместе с тем, основная причина «пробуксовки» более тесного экономического сотрудничества, по его мнению, связана с реализацией достигнутых соглашений на местном уровне, в частности неэффективной работой чиновников.
В свою очередь, делегат из Кыргызстана, Аттокуров Азамат, директор Института консультантов менеджмента, поделился оценкой возможных последствий вступления Кыргызстана в ТС. Он отметил, что при невступлении КР в Таможенный Союз ежегодные потери ВВП страны будут на уровне 0,6%, в том числе все тарифы вырастут примерно на 15%, а в случае его вхождения – только на 0,3%. Если КР станет членом ТС, то его ждет увеличение рынков сбыта, рост взаимной торговли, рост доходов в бюджет за счет распределения таможенных пошлин, смягчение режима для мигрантов из Кыргызстана.
Также были проанализированы положительные и негативные последствия членства Казахстана в ТС для его экономики, в частности, для финансовой сферы, агропромышленного комплекса, казахстанского бизнес сообщества в целом. Председатель Национального банка Республики Казахстан Кайрат Келимбетов в своем выступлении отметил, что на сегодня, для Казахстана нет альтернативы интеграции. Он подчеркнул, что в отношении общего рынка товаров, капитала и рабочей силы у евразийской «тройки» основные вопросы урегулированы. Казахстан сознательно открыл свой рынок для российских и белорусских товаров. Но существуют проблемы с доступом казахстанского экспорта на рынки партнеров. Отмечалось, что сторонам не следует торопиться с интеграцией рынка услуг, так как с учетом масштабов интегрирующихся экономик, слишком быстрые ее темпы приведут к разорению множества бизнес-структур в Беларуси и Казахстане.
Также казахстанские эксперты отметили, что наиболее проблемные вопросы сотрудничества связаны с разностью в подходах к интеграционному проекту, отсутствием единой терминологии в налоговом, таможенном и транспортном законодательствах трех государств. Кроме того, не согласованы принципы разработки технического регулирования и значительно удорожилась процедура получения необходимых сертификатов производителями трех стран.
В итоге, эксперты согласились с тем, что вопросы расширения ТС и ЕЭП политизируются. Было отмечено, что нецелесообразно принимать новых членов в эти объединения без учета их соответствия критериям членства и экономических последствий расширения. Среди ключевых условий для успешного развития интеграционных процессов были названы: более тщательная работа над документацией, поэтапное углубление интеграции, прозрачность принимаемых решений и широкая информационная поддержка деятельности интеграционных структур.