Путь получения статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН для ЕАЭС может оказаться тернистым. Такое мнение было озвучено в ходе очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшем в Алматы.

Искомый статус страны-участницы ЕАЭС рассчитывают получить до конца года. Высока вероятность, что ранее поданная заявка будет одобрена в ближайшее время – в рамках 70-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая стартует 15 сентября. Сейчас проводится работа по продвижению соответствующего проекта резолюции. Таким образом, ЕАЭС дает понять, что намерен широко и эффективно взаимодействовать со всем миром, в том числе и с другими организациями.

Государства-участники ЕАЭС направили в Секретариат ООН просьбу-заявку о предоставлении союзу статуса наблюдателя в ГА ООН. Уже подписаны меморандумы о взаимопонимании между ЕАЭС и некоторыми структурами ООН. Считается, что архитектура новой глобальной экономики будет базироваться на эффективном взаимодействии ключевых региональных организаций и государств. В этих процессах готов сыграть свою роль ЕАЭС.

Работе над международным позиционированием ЕАЭС уделяется большое внимание. Ожидается, что статус наблюдателя ГА ООН даст союзу новую площадку для высказывания своей точки зрения, повлияет на многие сферы жизни интеграционного объединения, повысит к нему доверие и снимет ряд предубежденностей.

Предстоящая 70-я сессия ГА ООН обещает быть весьма содержательной. В предварительном списке участников общеполитической дискуссии, распространенном ООН, подавляющее большинство составляют главы государств и правительств. Сессию возглавит представитель Дании. Вице-председателем избран Казахстан.

Статус наблюдателя ГА ООН присваивается резолюцией. Наблюдатели имеют право участия в дискуссиях ГА без права голоса, могут посещать большинство заседаний и имеют доступ почти ко всей соответствующей документации. Многие региональные и международные организации участвуют в качестве наблюдателей в работе ГА и ее ежегодных сессий. 25 организаций имеют постоянные представительства при штаб-квартире ООН. 50 организаций их не имеют, но также могут выступать в качестве наблюдателей на сессиях и во время работы ГА (среди них ЕБР, ОДКБ, ОБСЕ, СВМДА, СНГ, ШОС). В интересах всех этих организаций – более тесное взаимодействие при решении общих для всего человечества проблем.

Одним из результатов юбилейной, 70-й сессии Генассамблеи ООН может стать обретение Евразийским союзом статуса наблюдателя

«Еще в ноябре 2014 года на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялось официальное представление ЕАЭС как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, соответствующей целям и принципам Устава ООН и другим общепризнанным нормам международного права, а также в качестве преемника ЕврАзЭС, – напомнил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – Поэтому, в принципе, получить статус организации-наблюдателя в ООН – это второй шаг на пути повышения степени легализации союза на международном уровне. Учитывая, что этим статусом обладал бывший ЕврАзЭС, то возможности получить его для ЕАЭС имеются».

Однако, как предположил эксперт, внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Российская Федерация, может оказать негативное влияние на принятие решения о присуждении ЕАЭС статуса наблюдателя ГА ООН. «Среди представителей разных стран могут найтись те, кто потребует отказать союзу в предоставлении данного статуса. Например, та же Украина, рассчитывающая на поддержку США и ЕС. Не исключено, что ЕАЭС дадут статус наблюдателя в ООН с определенными оговорками», – предположил А. Чеботарев.

«Я соглашусь: сейчас рано говорить о том, что ЕАЭС вступит в ряды ООН легко и беззаботно, – поддержал коллегу политолог Замир Каражанов, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge. – Помимо того, что есть противоречия с той же Украиной, США демонизируют все связанные с Россией организации, видя в них признаки возрождения СССР. Думаю, когда организация позиционирует себя как экономическая структура и тут же сталкивается с идеологической борьбой, возникает неблагоприятная среда для любых начинаний».

Между тем политический обозреватель газеты «Литер» Олег Сидоров считает, что не стоит опасаться чьих бы то ни было высказываний в отношении ЕАЭС: «Я бы хотел напомнить ситуацию с Палестиной. На голосовании в ООН за автономию проголосовали 138 государств, 9 – против, 41 – воздержалось. При том, что во всех СМИ автономия звучала как синоним терроризма, религиозного экстремизма, незаконной торговли оружием. И это мнение распространялось не только на Ближний Восток, но и на Европу. Если сравнить активность, которая была во время принятия решения о Палестинской автономии, и украинский вопрос, то это две большие разницы. И в случае с Палестиной свои интересы лоббировали США и Израиль, но ничего – все прошло, положительное решение было принято». Получение статуса наблюдателя он расценивает как некую формальную процедуру.

В свою очередь заместитель главного редактора делового журнала «Эксперт-Казахстан»Сергей Домнин заметил, что на площадке ООН к ЕАЭС и его органам, таким как Евразийская экономическая комиссия, начнут прислушиваться только тогда, когда «ЕЭК начнет принимать серьезные решения». В качестве примера он привел аналогии с европейской интеграционной структурой: «Европейская комиссия, в отличие от Евразийской, решает большее количество вопросов, в ее рамках определяются макроэкономическая, индустриальная, торговая, валютная и другие политики. Пока Евразийская экономическая комиссия таким функционалом не обладает, интерес к ней будет соответствующий».

Стоит также спросить, что дает союзу статус наблюдателя в ГА ООН? «Мы все знаем, что игроками ООН являются государства, они голосуют в Совете Безопасности, обсуждают проблемы на Генассамблее. У наблюдателей права голоса нет, но есть возможность представить себя, заявить о своем существовании, – констатировал С. Домнин, подчеркнув при этом, что прямых дивидендов статус наблюдателя не приносит. – Вместе с тем интересны органы ООН, их программы и политика в области конкуренции, промышленности, занятости, интересны стандарты. Но, надо сказать, что у таких организаций, как ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития. – Э.П.), подобных стандартов, политик и практик намного больше. И уж если их нужно почерпнуть, то именно там».

Политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын заявил, что на фоне других международных организаций, которые занимаются решением конкретных проблем, «ООН выглядит несколько аморфной». Он рассказал о ситуации с беженцами из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которые наводнили Европу. Проблему решает Евросоюз, а ООН практически себя не проявляет. Статус наблюдателя в ГА ООН В. Юрицын сравнил с красивым значком. Но все же отметил, что только сам ЕАЭС сможет определить свою роль в ООН: «Мне кажется, в зависимости от того, какой потенциал будет иметь ЕАЭС, так он и будет проецироваться на представительство союза в ООН. Если это будет сильная организация с собственной позицией, то появится отдельное представительство и к нему будут прислушиваться. А если нет, то и представительские функции будут декоративными».

Целесообразность получения статуса наблюдателя в Генассамблее главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан объяснил профессиональной необходимостью: «Существует Евразийская экономическая комиссия. Есть сформировавшаяся структура ЕАЭС. Для ее работы необходим свой, личный доступ в организацию, чтобы просто получать информацию. Это  потребность для нормального осуществления функций. Представительство будет, что называется, в тренде, будет анализировать то, что происходит в стенах ООН, и то, как это может повлиять на ЕАЭС».

При этом надо признать, что цели и принципы ООН являются краеугольным камнем системы международных отношений. Хотя к деятельности этой организации можно высказывать какие-то претензии, система международных отношений зависит от позиции ООН, решений проблем, которые ею поднимаются. Да и положительный имидж, который укрепится благодаря статусу наблюдателя в ГА ООН, может оказаться весьма полезным. Вид ЕАЭС в глазах международного сообщества будет более существенным, статусным, располагающим к сотрудничеству и договороспособным. Важно, что в результате обретения статуса наблюдателя, международная правосубъектность ЕАЭС выйдет на новый уровень. Кроме того, снизятся страхи и опасения, которые возникали в умах некоторых экспертов и политиков после создания союза. И даже не имея права голоса, страны ЕАЭС смогут влиять на конечные решения, которые принимает Генассамблея, поскольку у спецпредставителя союза будет возможность общаться с посланцами других государств, озвучивать свою позицию и вносить предложения.

Что же касается маловероятного негативного сценария – если ЕАЭС не получит-таки статус наблюдателя в Генассамблее ООН, то об этом уже сказала министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая, которую в рамках заседания экспертного клуба процитировал С. Домнин: «Статус наблюдателя нам, конечно, необходим, но его отсутствие нам сейчас абсолютно не мешает».

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Источник: «Ритм Евразии» интернет-портал

от wefund