Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества.
Но общим рынкам необходим соответствующий общий подход к формированию кадров. Главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин считает, что, если бы уровень доступа жителей государств ЕАЭС к образованию в той или иной стране повышался, он бы стимулировал трудовую миграцию на всех уровнях – от разнорабочих до высококвалифицированных специалистов. Об этом он сказал на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».
Образовательные вопросы не институционализированы в рамках ЕАЭС. Видимо, это сигнал того, что интеграция образования не настолько важна, чтобы ее рассматривать на уровне структур вроде Евразийской экономической комиссии. Говоря об интеграции, важно понимать, о каких уровнях идет речь – школьном образовании, средне-специальном, высшем – и о каких степенях интеграции мы говорим.
Понятно, что на уровне школьного образования глубокая интеграция — когда у вас одни учебники, скажем, по истории, исключена, потому что важная задача школьного образования – формирование гражданина одного национального государства. Сюда вмешиваться наднациональным органам не дадут. Что касается уровня специального, технического образования, то практика показывает, что тут более важен вопрос технологий, которыми владеют те или иные компании: есть технология — работай, нет — извини. Нужно ли интегрировать учебные программы рабочих специалистов, унифицировать дипломы специалистов-сварщиков (очень, кстати востребованная специальность во время активного строительства трубопроводов) или, довольствуясь предъявленной ксерокопией диплома, просто проверять навыки людей при приеме на работу?
Вопрос нострификации действительно болезненный и чувствительный. В данном случае нужно использовать риторику евразийской интеграции, чтобы решить эту проблему раз и навсегда: максимально упростить данный процесс, сделать его прозрачным.
Другой аспект проблемы интеграции в данной сфере – доступ граждан государств ЕАЭС к образованию в той или иной стране. Если бы уровень доступа повышался, он бы стимулировал трудовую миграцию на всех уровнях – от разнорабочих до высококвалифицированных специалистов. Другое дело, нужно ли это государствам, которые входят в ЕАЭС: запускать переток студентов, повышать миграцию. Там, где это необходимо будут создаваться все условия и без наднационального инструментария.
Образование – это такой сектор, который очень слабо держится в национальных или региональных границах. Надо больше двигаться согласно логике глобальных процессов. Интеграция в мировое образовательное пространство — вот рациональное направление. Строить же какую-то общую для ЕАЭС образовательную политику, с моей точки зрения, излишне. Она может стать источником противоречий между партнерами по ЕАЭС. А ведь они итак не все еще разрешены. К чему же лишний раз их множить?
Источник: Атамекен