В рамках Евразийского экономического союза формируется единый рынок труда, при этом каждая из стран придерживается собственных программ подготовки специалистов. Нужна ли государствам-союзникам единая образовательная система, обсуждали участники экспертного клуба «Мир Евразии».
Общему рынку нужен общий подход к формированию кадров – данный тезис на пространстве Евразийского экономического союза звучит все чаще. Тем более, что страны уже на этапе создания союза договорились о взаимном признании всех образовательных квалификаций, за исключением специальностей по правоведению, медицине, фармакологии и педагогике. Однако каждое государство ЕАЭС придерживается собственных подходов, стандартов и программ при подготовке специалистов.
— Образовательные программы разбежались друг от друга за годы суверенитета, – констатировал политолог Эдуард Полетаев. – В одних странах предусмотрено 11-летнее школьное образование, в других – 12-летнее. Например, в Казахстане в 2016 году в качестве эксперимента 30 школ перейдут на 12-летнюю систему. В России выпускники сдают ЕГЭ, у нас – ЕНТ, в Беларуси сохранился выпускной экзамен по четырем предметам. Мы хотим формировать единый рынок труда в ЕАЭС, но подготовка специалистов к этому рынку весьма отличается от страны к стране. Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы, и это будет устраивать работодателей, которые смогут понять, чего ожидать от того или иного выпускника.
Это вовсе не означает, что все специалисты должны быть адекватно подготовлены к работе на любом рынке, пояснил Эдуард Полетаев. Он напомнил, что свободное перемещение граждан в поисках работы было разрешено еще при Таможенном союзе – в 2012 году в рамках трехстороннего соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. И как показало время, большинство специалистов все-таки остаются в местах своего постоянного проживания или там, где получили образование. Так, может, в унификации образовательных систем нет необходимости?
— Я думаю, что согласование необходимо. Иначе, без создания совместных образовательных программ, ЕАЭС останется конъюнктурным проектом элит, – считает профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, доктор исторических наук Галия Мовкебаева. – Многие говорят, что это проект руководителей. А все исходит из того, что население недостаточно осведомлено даже о работе ЕАЭС. Нужно вырабатывать новые подходы в области образования. И задача академического сообщества – довести до сознания людей, что же такое евразийская интеграция и каковы ее преимущества, как можно получить образование, обучаясь не только в вузах Европы или Америки, куда в основном стремится наша молодежь. Сегодня мало кто выбирает вузы Кыргызстана или Армении. Часть казахстанских абитуриентов уезжает в российские вузы – в Москву, Санкт-Петербург либо в областные центры приграничных районов, где получают гранты, либо платят за обучение сумму, которая существенно ниже, чем у нас. Самое главное – надо создавать правовую основу, регламентирующую вопросы развития интеграционных процессов в сфере образования. Необходимо организационное и научно-методическое обеспечение образовательного пространства, согласование государственных образовательных стандартов всех уровней.
Речь идет не только о том, чтобы дать возможность абитуриентам пяти государств поступать в вузы любой страны ЕАЭС, что само по себе повысит конкурентоспособность кадров и самих вузов, которые будут бороться за студентов, повышая качество образования. Как рассказала Галия Мовкебаева, существует еще и разница в получении ученых степеней. Например, Казахстан уже давно перешел на систему подготовки в формате «бакалавриат – магистратура – Phd».
— В России только к этому приходят, у них остается старая система защиты кандидатских, докторских работ. Такая же система в Кыргызстане, в Беларуси. Поэтому многие наши ученые едут в эти страны, там защищают докторские работы и потом их нострифицируют здесь. В Казахстане система нострификации – достаточно длительный процесс, поэтому актуальным становится вопрос о том, как можно его либерализировать, ускорить взаимоприменяемость дипломов, – пояснила профессор КазНУ.
Между тем главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доктор исторических наук Леся Каратаева считает, что унификация образовательных систем на данном этапе невозможна и нецелесообразна. Различия, начиная со школьного обучения, слишком сильны, поэтому процесс согласования между пятью странами может сделать системы образования менее мобильными и неповоротливыми.
— Давайте также не будем забывать, что ЕАЭС – это в перспективе не только наши пять стран. Возможно расширение союза за счет вхождения других государств, и они не обязательно будут странами постсоветского пространства. Что тогда будем делать? – задалась вопросом Леся Каратаева. – В отношении подготовки специалистов в сфере непосредственно евразийской интеграции, логичным представляется выведение этого направления за пределы стандартного высшего образования в рамки дополнительного. Пусть будут курсы повышения квалификации, какие-то сертификаты. Поднимем статус сертификатов дополнительного образования, касающегося ЕАЭС. А бежать впереди планеты всей не стоит.
Еще один постоянный участник экспертного клуба «Мир Евразии» – главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов – привел в пример Европейский союз, с которым все время сравнивают ЕАЭС. По его словам, в ЕС далеко не все поддерживают идею унификации образования. В данном случае против выступают престижные вузы, которые гордятся своими давними, уникальными традициями.
При этом он считает евразийскую интеграцию в сфере образования необходимой. Только она должна опираться на запросы рынка труда, убежден политолог.
— Казахстан открывает новые предприятия, ему нужны специалисты. Но создать новый эффективный вуз по каким-то инженерным специальностям в отдельных регионах Казахстана довольно проблематично – имеется нехватка кадров. В России же много вузов технического характера. В результате, получается взаимодополняемость с Россией в сфере образования, – сказал Каражанов.
Абитуриенты из приграничных регионов Казахстана и сейчас обучаются в российских вузах. В некоторых случаях гораздо проще добраться до крупного сибирского города, чем до того же Алматы, где дислоцируется большинство казахстанских вузов. Но и в России заинтересованы в специалистах с казахстанскими дипломами. Пример того, как интересы работодателей способствуют интеграционным процессам, привел модератор заседания Эдуард Полетаев:
— Авиакомпания «Уральские авиалинии» объявила, что запускает прямые рейсы из города Калуга по 10 направлениям в страны Центральной Азии, в том числе в Казахстан. Я удивился, с чего бы вдруг: вроде у Казахстана гуманитарных контактов с Калужской областью не так много, в отличие от ряда приграничных регионов. Для чего прямые рейсы? Потом я узнал, что калужский аэропорт только недавно отремонтировали, и сделала это компания Volkswagen. В Калужской области очень продвинутая команда руководителей, которая привела туда много крупных инвесторов – Volkswagen, Samsung, которые в том числе и к нам поставляют свою продукцию. Сейчас у них наблюдается явная нехватка специалистов – рейсы, в том числе, будут нужны для того, чтобы доставлять трудовых мигрантов.
Генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов также считает, что рынок рано или поздно расставит все по своим местам.
— В Алматинском университете энергетики и связи есть целые группы студентов, за которые платит «Казахтелеком» – ему нужны связисты. Многие работодатели поступают также – готовят себе кадры, при этом контролируя процесс их подготовки. С этой точки зрения, какой бы ни был государственный стандарт в ЕАЭС, специалистов примут на работу, если в них есть необходимость. Сегодня работодатель не смотрит на диплом как на определяющей показатель квалификации работника, – уверен Кусаинов.
Трудовая мобильность и сегодня возможна в рамках ЕАЭС. Специалисты всегда будут приезжать туда, где для них найдется применение. Потому в борьбе за умы и золотые руки каждой стране придется приложить немало усилий, чтобы сохранить свои ресурсы и привлечь лучшие кадры из ближнего зарубежья. Значит, и образовательной сфере придется соответствовать запросам рынка, переориентируясь на подготовку специалистов, которые будут востребованы на евразийском пространстве.
Источник: Kursiv.kz