Единый рынок труда на евразийском пространстве требует общих подходов в подготовке кадров. Нужно ли государствам-союзникам выработать собственные образовательные стандарты и системы сертификации или можно опереться на международный опыт?
На этот раз участникам заседания экспертного клуба «Мир Евразии» – политологам, экономистам, педагогам и журналистам – было предложено поразмышлять на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?». Как известно, за годы независимости в сфере образования накопилось немало принципиальных разногласий. Отличаются и учебные программы, и способы сдачи выпускных экзаменов, и подходы подготовки синих и белых воротничков. В итоге работодатель, который в рамках единого пространства может принимать на работу граждан любой страны ЕАЭС, не понимает, чего стоит тот или иной специалист из ближнего зарубежья.
Все эти разночтения порождают самые различные предложения – от введения единых учебных программ до внедрения дипломов общего, евразийского образца, отметил политолог Эдуард Полетаев, акцентировав внимание на том, что в договор о создании ЕАЭС уже включена норма о взаимном признании дипломов за исключением некоторых специальностей (медики, фармацевты, педагоги и юристы).
Однако и само это исключение, и необходимость подтверждать научные степени в других странах ЕАЭС говорят о взаимном недоверии к системам образования на евразийском пространстве. Ведь если не брать в расчет узкую специализацию, например, преподавателей государственных языков или национальной литературы, то та же математика, международное право, фармацевтика и стоматология едины для всех, и серьезных отличий в обучении, по идее, тут быть не должно.
По мнению профессора кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби Галии Мовкебаевой, согласование образовательных программ и стандартов в ЕАЭС необходимо. И нужно это в первую очередь населению, считает она. Так абитуриентам будет легче поступать в хорошие вузы других государств. Резон здесь простой. Во-первых, жителям приграничных регионов иногда легче обучаться в соседней стране, чем в отечественном вузе, расположенном на другом конце государства. Во-вторых, лучшие ученики смогут поступить в престижные или узкоспециализированные вузы наравне с гражданами соседних стран. В-третьих, образование на пространстве ЕАЭС обойдется гораздо дешевле, чем в дальнем зарубежье. Рядовые граждане заинтересованы и в том, чтобы уже полученные дипломы подтверждали бы их квалификацию в любой стране – все-таки не ради красного словца единый рынок труда провозглашает мобильность трудовых ресурсов.
«На первый план выходят задачи коррелирования образовательных стандартов и программ. При этом не нужно выдумывать велосипед – уже существует Болонская декларация, – говорит Галия Мовкебаева. – В Болонском процессе задействовано 49 государств. Россия вошла в него в 2003 году, Армения – в 2005-м, Казахстан подключился в 2010 году, Беларусь – в 2015-м, остался только Кыргызстан. Мне кажется, что Казахстан и Армения больше всего продвинулись в этом направлении, потому что академическая мобильность у нас развита достаточно серьезно. Например, в КазНУ имени аль-Фараби, где я работаю, мобильность и преподавателей, и студентов на высоком уровне. Мы сертифицируем наши образовательные программы, у нас есть программы по выбору. И это позволяет нашим студентам обучаться практически без проблем в вузах Европы и США. Да, конечно, евразийское образовательное пространство пока формируется, но при этом оно является только частью мирового образовательного пространства. И на сегодня Болонская система является определяющей в образовании».
Впрочем, можно ли назвать Болонскую систему безупречной? Политический обозреватель республиканской общественно-политической газеты «Литер» Олег Сидоров полагает, что в ней немало минусов. И эти недостатки, по его разумению, крайне негативно аукнулись в Казахстане, России и Украине.
«В рамках Болонского процесса Украина отменила подготовку педиатров, но потом вернула назад. Мы же в Казахстане отказались напрочь. А у нас 30 процентов населения – это дети. Я хотел бы призвать участников не быть добровольными подопытными кроликами, идти впереди пространства СНГ, экспериментировать на самих себе, познавать прелести Болонской системы», – сказал журналист.
Между тем главный научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований Андрей Хан отметил, что ни в одной стране ЕАЭС не было безоговорочного принятия Болонской системы. Потому говорить о ее полном внедрении на евразийском пространстве не приходится.
«Что касается трехступенчатой Болонской системы, то все страны осваивают ее на разных скоростях. И это, как ни странно, способствует решению проблем в рамках ЕАЭС, – заявил эксперт. – Пока мы договариваемся о признании или непризнании дипломов всех уровней и по всем специальностям, многие из вопросов уже решаются в двустороннем формате. Содержание же образовательных программ давайте пока трогать не будем. Образование – не только конкурентоспособность нашего человеческого капитала, но еще и часть нашего суверенитета. Образование – это система не только передачи знаний, но и воспитания, она во многом определяет нашу идентичность», – добавил Андрей Хан.
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Леся Каратаева также считает, что Болонская система будет способствовать разрешению проблем образования в рамках ЕАЭС.
«Это свободный трансфер студентов, возможность обучаться и набирать кредиты в разных вузах внутри ЕАЭС. Так постепенно и унифицируются подходы к подготовке кадров. Болонская система может стать решением для нас», – убеждена Каратаева.
Она отметила, что недочеты, связанные с участием в Болонском процессе, свидетельствуют не о недостатках самой системы, а лишь о плохом менеджменте стран, внедряющих принципы Болонской декларации.
«На самом деле это техническая процедура повышения мобильности студентов, ничего плохого в ней нет, – поддержал представительницу КИСИ профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев. – А все, что мы навязываем Болонской системе, придумано в наших головах».
В свою очередь, Галия Мовкебаева подчеркнула, что Болонская система дает возможность получить образование в любом вузе Европы – для этого она и создавалась. Кроме того, она позволяет развивать дистанционное образование и получать двойные дипломы, что особенно актуально для граждан ЕАЭС, которые могли бы учиться в вузе другой страны, не покидая пределов собственного города.
«Поэтому рано или поздно мы все равно к этому придем, хотим мы этого или нет – процесс неизбежен. Казахстан, надо признать, опережает остальные страны Евразийского экономического союза по темпам вовлечения в Болонский процесс. Да, это сложно, трудно – продвинуть остальные системы образования, но Россия и другие страны также придут к этому. Уже во многих вузах вводится система PhD, действующая в Казахстане. А насчет несовместимости образовательных программ существующих и будущих членов ЕАЭС можно привести как аргумент существование университетов ШОС, где сошлись страны с различными возможностями и образовательными потенциалами. Основной же целью для нас является создание общего евразийского пространства, сочетающего лучшие национальные традиции и мировые образовательные стандарты», – резюмировала Мовкебаева.
ИА Total.kz
Источник: Total.kz