Группа казахстанских и зарубежных экспертов экспертного клуба «Мир Евразии» провела очередной круглый стол по проблеме общих черт кризиса на постсоветском пространстве. Участники беседы были единодушны: страны СНГ страдают одними и теми же болезнями. 

 

Во всех странах СНГ, пострадавших от спада цен на нефть, предпринимаются меры по снижению зависимости от сырьевого экспорта. Как рассказал порталу «Ритм Евразии» экономист Эдуард Полетаев, «активизируются торгово-экономические отношения с Китаем, наводится более жесткий порядок в использовании бюджетных средств. Кроме того,

увеличиваются налоги, намечена распродажа госсобственности, идет легализация имущества, в том числе и денег, ранее выведенных из легального экономического оборота

В целом, группа мер направлена на стабилизацию финансовых рынков и поддержку банковской системы и банковского кредита, на поддержание спроса и точечную поддержку уязвимых отраслей экономики и ведущих предприятий, включая инструменты госзаказа, субсидий и т. д. Много говорят о перспективах сферы услуг».

foto6

Участники беседы были единодушны: страны СНГ страдают одними и теми же болезнями. Фото: К. Конуспаев

Чем ниже курс, тем лучше экспорт?

Девальвация национальных валют произошла сразу в нескольких постсоветских государствах. Туркменистан и Азербайджан идут на ограничение вывоза или продажи валюты своему населению. В Казахстане и России на фоне снижения мировых цен на энергоресурсы вновь обострилась риторика вокруг снижения зависимости от сырьевого экспорта и ужесточения контроля над использованием бюджетных средств. Страны-экспортеры ищут способы, которые позволят компенсировать недополученные бюджетом деньги от продажи основного источника доходов – нефти. Но не всегда принимаемые меры дают желаемый результат.

1-sergej-domnin

Сергей Домнин

— Каким образом снижение курсов национальных валют может позитивно сказаться на внешней торговле? Действительно, есть такое представление: чем ниже курс, тем лучше экспорт. Но дело в том, что для достижения устойчивого позитивного эффекта это снижение должно быть постоянным, предсказуемым, – считает главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан»Сергей Домнин. – С точки зрения инвестора аполитичного, у которого нет патриотичной позиции, нужна предсказуемость, определенность: что будет с обменным курсом, что произойдет со ставками на внутреннем рынке, куда будет двигаться инфляция.

Скачкообразное движение курса добавляет неопределенности, а это то, чего меньше всего хочет инвестор, хоть местный, хоть иностранный

Безусловно, то, что тенге ослаб в два раза за последние два года – хорошо для экспортеров. Их деятельность важна для нашей экономики. Но в целом для большинства участников системы такое скачкообразное ослабление – большая нагрузка.

В то же время, отметил эксперт, бизнесменам необходимо научиться хеджировать валютные риски, как это делают, к примеру, британские предприниматели, а не перекладывать всю ответственность на плечи потребителя.

Иногда кажется, что мы сами можем спровоцировать кризис

2-zamir-karazhanov

Замир Каражанов

В свою очередь политолог, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замир Каражанов, усомнился в эффективности ослабления национальной валюты для поддержки местных производителей, товары которых становятся заведомо дешевле импортных аналогов.

— По поводу выгоды низкого курса тенге – здесь, конечно, все очень спорно.

В Казахстане это уже не первая девальвация, а промышленного производства в стране больше не стало. Проблема не в девальвации

Для инвесторов не столь важен курс национальной валюты, – полагает З. Каражанов. – Мне кажется, что

для инвесторов важно, насколько вменяема и адекватна проводимая правительством и Нацбанком политика

Иногда кажется, что мы сами можем спровоцировать кризис, из которого будем долго выбираться. А если завтра из страны начнут выводить деньги, и это могут быть не только олигархи, но и просто обеспеченные граждане? Девальвация – излюбленный метод не для того, чтобы привлекать инвесторов и создавать производства, а для обеспечения финансовой стабильности в стране, чтобы дефицит бюджета не вырос, профицит в торговле не выскочил…

Население не понимает решения властей

3-rustam-burnashev

Рустам Бурнашев

Между тем профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев рассказал, что жители России также сетуют на непредсказуемость действий финансовых институтов.

— Я вижу разрыв между населением и лицами, принимающими решения, а также непредсказуемостью этих решений для населения. Эта же проблема переносится и на межстрановые отношения. Если решения непонятны для населения, они таковы и для партнеров, – убежден Бурнашев.

Участники заседания выразили мнение, что для активизации экономических отношений, да и просто

для улучшения взаимодействия, странам ЕАЭС необходимо синхронизировать монетарную политику

Речь идет не о коллективных решениях и не о единой валюте, а лишь о согласованности действий и большей открытости.

Жить за счет нефти уже не по карману

Спикеры экспертного клуба «Мир Евразии» также неоднократно подчеркивали: и официальным лицам, и предпринимателям, и рядовым гражданам пора перестать надеяться на нефть.

Дело в том, что страны постсоветского пространства, экспортирующие нефтегазовые ресурсы, относятся к так называемой группе отстающих, где уровень ВВП на душу населения относительно низкий или средний, а среднедушевая добыча, например, нефти находится на уровне до 10 тонн. При этом у ряда стран Персидского залива уровень ВВП существенно выше, себестоимость ресурсов гораздо ниже, количество добытых тонн нефти или газа на душу населения превышает 50 тонн. Поэтому необходимо вести речь о том, что

всего несколько государств в мире способны решать все свои социально-экономические задачи исключительно за счет нефтегазового экспорта в условиях низких цен

А период низких цен, судя по всему, затянется.

4-andrej-chebotarev

Андрей Чеботарев

И правительство Казахстана, и некоторые крупные компании снизили прогнозные показатели добычи нефти на этот год, напомнил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. Так, в проекте республиканского бюджета на 2016-2018 годы правительство снизило показатели планируемой добычи в нынешнем году до 77 млн тонн нефти (при цене 40 долларов США за баррель) в сравнении с 80,5 млн тонн в 2015 году. А по оценкам бывшего первого вице-министра энергетики Узакбая Карабалина, при мировой цене на нефть в 30 долларов за баррель ее добыча в Казахстане в текущем году может снизиться до 73 млн тонн.

Нефть дорожать не будет!

5-sergej-smirnov

Сергей Смирнов

Снижение объемов обусловлено себестоимостью добычи нефти в Казахстане, пояснил экономист Сергей Смирнов.

— Себестоимость добычи нефти в той же России составляет около 15 долларов за баррель, а в Казахстане, по официальным данным, эта цифра в среднем 50 долларов, самая низкая на Тенгизском месторождении – 24 доллара за баррель. Я думаю, – предположил спикер, – по факту стоимость добычи ниже, чем озвучивается, но все равно выше, чем в России.

Стоит отметить, что в последнее время нефть марки Brent лишь ненадолго поднялась на уровень 35 долларов за баррель. При этом эксперты говорят о растущей конкуренции на рынке углеводородов, в том числе вследствие отмены экономических санкций против Ирана.

— По заявлению иранского министра нефти Бижана Намдар Зангане, Тегеран намерен увеличить ежедневные поставки нефти на 500 тысяч баррелей и уже к осени этого года довести их до миллиона баррелей в сутки. Причем эта страна готова продавать нефть даже при ценах ниже 30 долларов за баррель. Трудно пока сказать, насколько реалистичны такие заявления, но уже видно, что Иран настроен решительно, – отметил А. Чеботарев. – Кроме того, США в декабре сняли действующий с 1975 года запрет на экспорт своей нефти. С января этого года из Америки в Европу уже пошли первые танкеры. Пока неизвестно, к чему в данном случае стремятся американцы и как они хотят повлиять на нефтяной рынок. В любом случае, сняли они данный запрет не случайно, а скорее всего в определенных политических целях.

Политологи и экономисты утверждают, что никаких предпосылок для повышения стоимости нефти нет. Однако

в Казахстане и России живет надежда, что ситуация выправится сама собой, что черное золото вновь подорожает и все будет, как прежде

Эксперты говорят, что от подобных надежд нужно избавляться. И чем скорее, тем лучше.

— Мы прекрасно знаем, что необходимы реформы, что в экономике надо что-то менять. Но раньше не слушали, потому что цены на нефть были очень высокими. Сегодня ситуация поменялась. Мы ждем, что кризис заставит что-то делать, но ничего не происходит – мы живем так же, как и до кризиса, – констатировал политолог Замир Каражанов. – Вопрос в том, почему реформаторы остаются невостребованными? Почему проблемы, о которых говорят не первый год, никто не решает? Вот это «все обойдется» еще живет в сознании».

Андрей Зубов

Источник: Информационно-аналитический портал 365Info

от wefund