Историки вновь пытаются внести ясность в изложение событий Великой Отечественной войны.
Казахстанские и российские историки и политологи обменялись мнениями о том, что сегодня делается в исторической науке и вокруг нее. Обмен состоялся в рамках заседания экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы.
«Вернуть народу память» с помощью инъекции…
Когда политика вмешивается в какую-нибудь область человеческого бытия и сознания, это всегда небезопасно. Но, когда она вмешивается в историю, опасность возрастает многократно. Наглядный пример тому — некоторые страны постсоветского пространства, которые в угоду политическим амбициям внешних игроков, преследующих собственные стратегические цели, уже второе десятилетие неистово борются с собственной идентичностью, яростно насаждая «новую правду» или свою историю.
При этом некоторые ученые этих стран, встав на сторону откровенно националистической и ревизионистской летописи, переписывают ее полностью, удаляя из исторического процесса кровавые и оппортунистические главы и даже пытаясь обелить нацистские организации, участвовавшие на стороне вермахта в борьбе с союзниками и в массовых этнических чистках в годы Великой Отечественной войны.
Все это именуется в некоторых странах бывшего соцлагеря не иначе как «реализация государственной политики в области восстановления и сохранения национальной памяти». В рамках этой политики переписываются миллионы документов, чтобы представить новую крайне предвзятую и одностороннюю точку зрения на современную историю этих государств, формирующую их траекторию движения.
Основные противоречия, появившиеся в последнее время, связаны с изложением событий Великой Отечественной войны или, как ее сейчас принято именовать в ряде стран, Второй мировой войны. В новых интерпретациях делается акцент на «преступления» советских воинов и прославление боевиков-националистов, власовцев и других подобных им элементов. Подвигам же советских солдат и офицеров придается отрицательный смысл, а в ранг героев возводятся предатели и коллаборационисты.
При этом из исторического процесса выбрасывается все, что свидетельствует о военных преступлениях тех самых боевиков и предателей, включая их участие в этнических чистках и массовом геноциде, осуществляемом на захваченных фашистами территориях Советского Союза.
Для тех же, кто не склонен менять свою точку зрения на исторические факты, все это служит ясным посылом, сигнализирующим о том, что они находятся не на той стороне истории. При этом те ученые, что отказываются участвовать в процессе искажения, сегодня реально опасаются репрессий за это со стороны властей.
В соответствии с новыми программами активно переписываются школьные учебники, чтобы сызмальства вбить в головы подрастающего поколения «правильную» точку зрения. На это дело выделяются миллионные гранты, что может означать одно: кое-кто не жалеет никаких денег на то, чтобы вырвать из сердец братских народов все, что их объединяет и делает сильными.
Ученым можешь ты не быть, но фарисеем быть обязан
Ложь, цинизм, подлость, фарисейство — всем этим явственно отдает от так называемых новых историков, претендующих с посторонней подачи на роль авторов революционных открытий в исторической науке. Некоторые эксперты метко называют это местечковым скотством и псевдопатриотическим надругательством над народной памятью.
Такие «ученые», если им дать волю, очень быстро реформируют историю, внеся в нее демократически-модерновые и конъюнктурно-толерантные новшества. Да так, что со временем мало не покажется даже им самим. Только поймут ли они это?
Другими словами, против стран постсоветского пространства уже не первое десятилетие ведется информационная война, цель которой — создать общество, лишенное истинных идеалов и «подсаженное» на западные ценности во всей их прелести, включая меркантилизм, гомосексуализм и прочие подобные и присущие «демократическому» обществу вещи. А дальше лишенное исторически сформировавшегося боевого духа общество само отдаст свои богатства, а затем добровольно залезет в петлю. (Пропаганда суицида тоже активно ведется.)
Как можно, например, пересмотреть итоги Великой Отечественной войны? Оказывается, можно. Пусть в состоянии исторического бреда, но такие попытки совершаются постоянно и напористо. Они являются едва ли не основной частью информационной войны, которая сегодня активно ведется Западом.
Таким образом, по словам участников заседания, общее прошлое бывших советских республик активно преподносится в качестве разъединяющего фактора. Между ними намеренно сеются раздоры, чтобы вызвать межэтнические противостояния, дестабилизировать обстановку, вызвав всеобщий хаос, и тем самым лишить возможности мирно жить и экономически развиваться.
При этом внутриполитические силы некоторых постсоветских государств — либо преследуя свои цели, либо в силу непонимания ситуации выполняя волю, навязываемую извне, — манипулируют историческими фактами в целях влияния на общественное мнение.
Говоря об этом, эксперты сошлись во мнении, что подобные исторические разногласия влекут за собой раскол общества, что потенциально создает угрозу любому государству. И тот огромный потенциал для усиления евразийской интеграции, что несет в себе историческая наука, следует использовать в нужном направлении для построения общего благополучного, стабильного и мирного будущего.
Что такое обижаться на историю
— Существует такое понятие, как историческая обида, — говорит главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge политолог Замир Каражанов. — Сегодня очень часто приходится сталкиваться с данным явлением. В частности, обращаясь к политике, пересматривают историю, кто-то начинает вспоминать о репрессиях, о голодоморе. Но история не должна давать оценку, надо извлекать уроки, иначе мы закладываем мину замедленного действия. Не будет никакого эффекта, кроме негатива.
Политолог Андрей Чеботарев обратил внимание на появившийся в годы независимости так называемый постколониальный подход. От себя добавим, что эта тема также активно вбрасывается извне.
— Если говорить об истории в контексте евразийского исторического опыта, то мы видим, что прошлое у наших стран одно, а истории о нем — разные, — говорит он. — К примеру, в различных источниках Беларуси, Кыргызстана и других стран в той или иной степени присутствует постколониальный подход. На официальном уровне этот подход сильно не проявляется. Но, тем не менее, власти этих государств дают определенную свободу мысли и действий некоторым историкам и публицистам, в том числе в рамках учебников для средних школ.
По словам директора Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете Булата Султанова, одной из больших проблем сегодня является то, что историей стали заниматься дилетанты, не знающие основ, не умеющие работать с источниками, но в то же время жаждущие известности. Они и вносят основную лепту в искажение исторических фактов.
При этом их жареные материалы пользуются популярностью в некоторых СМИ и с особым смаком распространяются в социальных сетях. Все это в целом отрицательно влияет на сознание общества.
— Нам необходима идеологическая линия, — говорит главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Юрий Булуктаев. — Потому что идеологическая борьба идет уже давно. Да, собственно, она никогда и не прекращалась. Вы знаете, что учителя в Германии приравниваются к госслужащим? Вот это и есть настоящий государственный подход. Потому что институт социализации, который охватывает детей с трех-пятилетнего возраста, формирует в том числе историческое сознание. Поэтому в первую очередь нужен государственный подход к формированию исторической науки.
При этом, по мнению самого Юрия Булуктаева, здесь тоже не все однозначно. В качестве примера он привел провальную попытку создать единый учебник истории Казахстана.
— Сегодня все постсоветские государства выстраивают новую историю исходя из внутриполитических интересов и национальной идеологии, — продолжил он. — Именно поэтому историческая наука повсеместно находится в кризисе. Идут поиски новых подходов и новых источников. Если же вести речь о выработке совместных, общих для пространства Евразии подходов, то выясняется, что очернители истории уже нарисовали красные линии по многим направлениям.
В качестве примера эксперт привел доводы о том, как определенные представители нашего общества пытаются преподнести победу над фашизмом под видом главной причины существующих сегодня экономических проблем. Дословно это звучит так: «Сдались бы Гитлеру — жили бы сейчас, как в Германии».
Словом, более чем двадцатилетняя информационная атака на наши мозги возымела определенные результаты. Многие не выдержали натиска то ли в силу наивности и малообразованности, то ли по каким-то другим причинам. Однако происходящие в обществе процессы и наблюдаемые тенденции вызвали обоснованную тревогу в научных кругах, представители которых твердо намерены окончательно отделить зерна от плевел. Поскольку исключительно правильная оценка исторических событий позволит нам не заблудиться в политических джунглях, которые сегодня с каждым шагом становятся все гуще.
Историческая война Лейлы Ахметовой
Примером настоящего служения истории, ее правде является самоотверженная работа Лейлы Ахметовой, доктора исторических наук, директора Центра ЮНЕСКО Казахского национального университета имени аль-Фараби. Она сегодня — главный хранитель и исследователь памяти о легендарной Панфиловской дивизии.
— …Когда пошла мифологизация, мне, конечно, стало страшно обидно, я сильно переживаю по этому поводу, — сказала она. — В России одно говорят о панфиловцах, в Кыргызстане — другое, у нас — третье, 11 347 человек я решила восстановить поименно. Обратилась с письмами к министрам обороны Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана. Все дали ответы, и все пытаются помочь. Вот это самое главное. Правда, из 11 000 я восстановила поименно более 700. Но когда восстановим, тогда будет видно, что из трех полков один киргизский, а два полка, артполк — это казахстанцы. То есть, когда всех по именам назовешь, откуда призван, тогда никто не соврет.
Почему Лейла Ахметова сделала упор именно на эти обстоятельства? Потому что и в соседнем братском Кыргызстане сегодня начали утверждать, что Панфиловская дивизия — это их формирование, а казахстанцы имеют к ней сугубо, так сказать, косвенное отношение. И вот Лейла Ахметова взяла на себя этот нелегкий труд — не только восстановить историческую правду о наших героях, но и принести ее, так сказать, в массы. Доктор Ахметова активно выступает перед школьниками и студентами, публикует статьи о вой-не, участвует в дискуссиях и конференциях, отстаивая свои принципы и правду о войне.
Именно такие наши ученые сегодня являются настоящими бойцами на передовой этой битвы за историю. И в этой битве победа так же, как и в 1945-м, будет за нами. Потому что за нами правда.
Айдар Ермеков
Источник: «МК в Казахстане»