«Мне сложно представить, каким будет единый евразийский учебник истории и нужен ли он вообще. Мы уже говорили, что основная тема взаимодействия в сфере истории в рамках ЕАЭС — это Победа в Великой Отечественной войне, других позитивных повесток нет», — сказал главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин, выступая на заседании экспертного клуба на тему «История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
Насколько уроки истории, зажатой между истиной и пропагандой, поляризуют общественное мнение? Если мы говорим про школьные уроки, и опять же попытаемся найти евразийскую повестку, то в казахстанской школе есть история Казахстана и всемирная история. И сложно представить себе, даже напиши мы учебник по евразийской истории, куда бы попала эта дисциплина. Тем более, что очень скоро историю Казахстана будут преподавать по-казахски, а всемирную – по-русски.
Какова роль историков, выступающих в интерактивных и традиционных СМИ? Я думаю, что эта роль незавидная. Собственно, когда историки пытаются говорить профессионально, показывая источники, которых мы все здесь жаждем, они оказываются между молотом и наковальней. История всегда была слишком серьезным делом, чтобы ее доверять одним только историкам, что и показывает, например, приход Владимира Мединского — человека с известными политическими взглядами — на пост министра культуры России.
Какой подход к изучению истории является конструктивным? Когда профессиональные, цеховые историки не играют в то, что называется исторической политикой. То есть не стараются работать на стороне какой-то партии, политической силы и не ищут в исторических проблемах доказательства стороны обвинения, а, напротив, используют историю как пространство для диалога.
Печальных примеров исторической политики масса. Хорошо известный нам кейс — битва историков вокруг Голодомора. Украинские историки доказывали, что Голодомор был и Москва за него ответственна. Некоторые российские историки доказывали, что голодомора не было, а если и был, то виноваты в нем сами украинцы. Но был момент, когда помимо баталий «был-не был», появился диалог.
Это совместная работа российского историка Алексея Миллера и украинского Георгия Касьянова. Она вышла в 2009 году и называется «Россия — Украина: как пишется история?».
Если говорить про ЕАЭС, то столетие Среднеазиатского восстания 1916 года было бы хорошим поводом поговорить о чем-то другом, кроме Победы, использовать круглую дату как повод обсудить влияние Российской империи на Среднюю Азию. Была конференция в Москве по этим проблемам, но дальнейшего интереса эта тема не получила. Например, кыргызская сторона этот год называет столетием «геноцида кыргызов» Российской империей. В последние несколько десятков лет слово «геноцид» используется так часто и по таким разнообразным поводам, что теряет вес.
И что самое удивительное, Кыргызстан — страна, что считается едва ли не самым верным партнером России в Центральной Азии, а кыргызские рабочие — наиактивнейшие участники российского рынка труда.
Заседание экспертного клуба на тему «История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Источник: StanRadar.com