«Процесс интеграции идет тяжело. Сейчас его надо повернуть к простому человеку, чтобы он получил реальные дивиденды в свой собственный карман», — сказал д.и.н., директор института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете Булат Султанов, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Евразия и Европа: каково будущее?»
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
К вопросу взаимосвязей ЕАЭС и ЕС надо относиться осторожно и деликатно. В мире идет массовый глубинный процесс. Это спорно, наверное, но, мне кажется, что происходит переход от однополярного мира к полицентричному.
Согласимся мы с этим или нет, но обратите внимание на синофобию, которая вдруг возникла. До 2015 года я был в Китае, выступал там по тематике Таможенного союза. На мой взгляд, соседи сначала насторожено относились к Таможенному, а потом и к Евразийскому союзу. Но 8 мая прошлого года произошел прорыв – было подписано соглашение о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).
Теперь насчет сближения с Евросоюзом. Для меня час истины пробил, когда стало понятно отношение ЕС к России. В одном из своих интервью общественный деятель Ирина Хакамада сказала, что она всей душой стремилась к Европе и ратовала, чтобы Россия стремилась на Запад, пока один из европейцев прямо не сказал, что они никогда Россию не примут в Европу. Правда, он облек это все в такие одежды, что, мол, Россия слишком большая, а Европа маленькая. Мне же кажется, что с тех времен, когда Петр I прорубил окно в Европу, и началось неприятие России. Поэтому надо исходить из того, что европейская элита пока не готова к сближению ни с Россией, ни с ЕАЭС.
При этом надо понимать, что Европейский союз – не единое целое. Если мы посмотрим на малые государства, то, например, Финляндия процветает тогда, когда процветает СССР или Россия. Как только в России наступают проблемы, у Финляндии экономика впадает в предкоматозное состояние.
Европа хотела бы видеть Россию слабой, стоящей на коленях, просящей гуманитарную помощь. Это реалии, и их нужно понимать.
Я в 1995 году работал посольстве Казахстана в Германии. Когда встречался с немецкими политологами, они говорили: «Вот Россия до какой жизни докатилась – военный бюджет ФРГ больше, чем военный бюджет России». Германия, Европейский союз готовы были с Россией разговаривать, правда, свысока…
Вот другой диалог. Разговаривал с экспертами, которые сказали: «Между нами, если бы Германия была на месте России, мы бы вели себя точно также. Мы продаем нефть и газ, не хотите – не покупайте». Когда я завел речь о странах Балтии, немец мне сказал, что у них число безработных больше, чем все население трех балтийских государств, так что с ними особо никто не считается. Поэтому когда мы говорим о «Северном потоке», о нереализованном «Южном потоке», понятно, что это попытка выключить проблемные страны из цепи поставок энергоресурсов.
Что касается взаимоотношений с Евросоюзом, то надо четко знать, с кем там нужно работать. Я думаю, что надо с Германией, одним из локомотивов ЕС, тем более, что он раздираем противоречиями. Германия всегда была «заточена» на Восток, она заинтересована в получении сырья, а мы — в новых технологиях.
По поводу сопряжения ЕАЭС с ЭПШП. Мы вступили в этот процесс, и Казахстан продвигает свою новую экономическую политику «Нұрлы Жол» в том числе для того, чтобы снизить накал критики от тех представителей творческой интеллигенции, которые много шумят о колониализме и неоколониализме.
Недавно Я прочитал материал, посвященный результатам социологического опроса среди молодежи. Ее большинство поддерживает евразийский экономический процесс. Правда, автор нас предупреждает, что эта поддержка – большой аванс, и если что-то не получится, то цифры пойдут в обратную сторону. И в этом он прав. Процесс идет тяжело, сейчас его надо повернуть к простому человеку, чтобы он получил реальные дивиденды в свой собственный карман от евразийской экономической интеграции.
Также не стоит стремиться расширить ЕАЭС, лишь бы объединиться. В этом опасность, которую уже допустил Европейский союз: в погоне за политическими дивидендами, за расширением, не была учтена экономическая составляющая. Поэтому если мы союз называем экономическим, то нужно ставить соответствующие вопросы на первый план. Если же нужны политические дивиденды, то не надо торопиться, потому что «не зная броду, не суйся в воду».
Заседание экспертного клуба на тему «История объединяет: фундамент единства прошлого и реализация возможностей будущего» было организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Источник: StanRadar.com