По мнению ряда казахстанских экспертов, информационный фон для продвижения двустороннего российско-казахстанского сотрудничества выглядит довольно блекло.
Исправить ситуацию помогут местные инициативы, их грамотное информационно-коммуникативное сопровождение и повышенное внимание к молодежной аудитории. Об этом они говорили на заседании экспертного клуба под названием «Перспективы со смыслом: тенденции развития приграничного и межрегионального сотрудничества Казахстана и России», прошедшего недавно в г. Алматы
«Многое, что сегодня происходит в приграничном и межрегиональном сотрудничестве, связано с человеческим фактором. Мало заинтересованности и информационной составляющей. Как в казахстанских, как и в российских СМИ трудно найти материалы о приграничном сотрудничестве. Хотя на самом деле связи есть, и довольно прочные», — отмечает политолог и публицист Айгуль Омарова.
Казахстан и Россия все еще находятся в процессе налаживания грамотного, а главное — системного информационного сопровождения сотрудничества, как импульса для связи двух стран. Позитивную динамику казахстанско-российского сотрудничества в различных сферах легче прочувствовать в региональных СМИ, в то время как центральные порой обходят данную тематику стороной. Кроме того, Казахстан слабо представлен на российском медиапространстве
«СМИ зацикливаются на каких-то моментах, эпизодах, часто негативных, — сокрушается главный редактор международной газеты «Весь мир» Юрий Кирициниянов. — Нет общей информационной политики, согласованной двумя странами. Что хотим получить в итоге? Куда направляемся? Как собираемся решать общие проблемы? Да что там говорить, даже общей газеты нет! Как тонко подметил один мой коллега, в редакции центральных российских газет пришли журналисты, которые путают Душанбе с Ашхабадом. Приходится констатировать, что информационный фон для продвижения сотрудничества выглядит довольно блекло».
«Почему важно обозначить актуальность этой проблемы? – задается вопросом PR-консультант Казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко. — Потому что сегодня, благодаря распространению смартфонов и социальных сетей, грань между производителем и потребителем медиаконтента становится все более размытой. В то же самое время часто подчеркивается значимая роль СМИ в политике и международных отношениях. В результате со СМИ по-прежнему требуют – вы в ответе за все, в том числе за распространение информации о приграничном сотрудничестве. Но доходят ли эти материалы до молодежной аудитории? Интересуют ли они их?»
Действительно, существующее и растущее в последнее время информационное неравенство в отношении молодежи проявляется как в том, что традиционные СМИ не поспевают за актуальными потребностями молодежных групп в информации, так и в том, что самим этим группам данные СМИ не интересны. Молодежь, в соответствии со своими медиапредпочтениями часто самостоятельно формирует собственную медиасреду с использованием современных форм масс медиа. И, чтобы преодолеть коммуникативные противоречия между СМИ и молодежной аудиторией, редакционные практики надо оптимизировать, ориентировать на интерес со стороны последней.
«Не то, что какие-то там соглашения, приграничное сотрудничество – молодежь часто в принципе не имеет представления об интеграционных процессах, — говорит доцент кафедры философии Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева Светлана Линок. — Мало информации в социальных сетях. Газет молодежь не читает, в телевизор не заглядывает. Если информационное сопровождение идет по традиционным каналам, значит, сегмент молодежи мы потеряли».
Рассуждая о роли местных инициатив, Владимир Павленко обратил внимание на примеры из российской практики. В России, по его словам, наблюдается достаточно большая конкуренция регионов – за инвестиции, кадры, образовательные центры, талантливую молодежь. «Каждый регион пытается заниматься геобрендингом, в меру отпущенных средств и понимания руководством важности на данном этапе этого занятия, — рассказал он. — Определилась актуальная задача анализа медиаполя для формирования методик оценки привлекательности территорий. Еще в 2013 году Российская ассоциация по связям с общественностью предложила такой инструмент, как медийный рейтинг регионов, позволяющий оценить то, как проекты или имиджи, бренды отражаются в региональных и федеральных СМИ. И какие же были характеристики взяты? Корректность отражения явлений, числовое выражение и, соответственно, сравнимость, а также малозатратность, потому что все эти исследования должны были проводиться с малым бюджетом. Отражение регионов в федеральных СМИ о чем говорит? О том, что территориальные программы и события выходят за рамки региона и представляют интерес для внешних аудиторий. То, что они там появляются, это говорит об активной информационной позиции руководства. Ну и, наконец, характеризуют развитие коммуникационной системы этого региона».
Данный опыт вполне применим и для казахстанских областей, он, помимо прочего, также способствует инвестиционной привлекательности региона и развитию реальных интеграционных проектов в приграничье. «Надо реагировать технологично, формируя в медийном пространстве соответствующие информационные потоки, освещая темы интеграции и приграничного сотрудничества не только в СМИ, но и в социальных сетях, привлекая и увлекая молодежные аудитории, — продолжает Владимир Павленко. — Применять совершенно четкие, вменяемые рейтинги. Обращать внимание на опыт европейских межрегиональных проектов, которые, кстати, оформлены именно как проекты. У них есть названия, свой логотип, совершенно четкий план действий и позиционирования, то есть, наблюдается брендирование. А для этого нужны только местные инициативы и грамотное информационно-коммуникативное сопровождение».
Одну из недавних интересных инициатив привел в пример политолог Эдуард Полетаев. «Есть штучные инициативы, которые привлекают к себе внимание и способные наладить сотрудничество с привлечением большего количества людей, — рассказал он. Например, в Омске, которому в этом году исполнилось 300 лет, а в празднествах принимали участие и представители Казахстана, был в конце июля презентован проект так называемой «гостевой карты» казахстанца. Это инициатива Фонда межгосударственного сотрудничества «Союз-Восток». Суть проекта в том, что туристическая карта предоставит гостям из Казахстана ряд бонусов и скидок при посещении различных заведений – не только развлекательных, но и культурных объектов, гостиниц, при поездках на муниципальном транспорте. Ну и бизнес, разумеется, заинтересован в новых клиентах. Таким образом, карта способствует развитию взаимодействия приграничных областей, и выгодна для жителей обеих стран».
Однако, когда мы говорим о двустороннем сотрудничестве, то предполагаем, что оно развивается на благоприятном общественном фоне. А это, к сожалению, не всегда так. «Печально, когда свободой слова некоторые мои коллеги пользуются в ущерб здравому смыслу, — сказал Юрий Кирициниянов. – В пыльном сундуке по имени «История» можно найти самые разные вещи. Но порой вытаскиваются самые обтрепанные, сальные камзолы и сюртуки. Цифры, факты и имена, которые нас разобщают. Надо отметить: сегодня на прессе, на политологах и экспертах лежит огромная ответственность. Если мы будем разжигать взаимную вражду, то на экономике можно ставить жирный крест. Я сейчас нахожусь под большим впечатлением от поездки по Китаю. Китайцы ведь могли извлечь из своей долгой истории не самые приятные воспоминания. Но они говорят: «Соседи, дорогие! Вспомним, что все мы обязаны Великому Шелковому пути». Если мы упремся в политические, исторические, психологические раздоры, попадем в тупик. Надо взять в будущее только то, что нас объединяет».
Аманжол Смагулов
Источник: Информационно-аналитический центр