О тенденциях развития приграничного и межрегионального сотрудничества Казахстана и России рассуждали члены экспертного клуба «Мир Евразии», очередное заседание которого состоялось в Алматы. Мировой опыт развития современных государств свидетельствует, что приграничные регионы в большой степени влияют на их экономический рост. Именно на межрегиональном и приграничном уровнях закладывается реальная кооперация между странами.
— Немаловажным фактором в казахстанско-российских отношениях является общая граница, которая составляет 7,5 тысячи километров, — отметил политолог Эдуард Полетаев. — Причем семь областей Казахстана непосредственно граничат с двенадцатью субъектами соседнего государства, где в совокупности проживает около 32 миллионов человек. 104 места пересечения государственной границы обеспечивают приграничную торговлю, на которую приходится значительная часть двустороннего товарооборота.
По словам политолога, несмотря на протяженность сухопутной границы, между многими регионами отсутствует авиасообщение, из 12 российских приграничных регионов только в четыре можно попасть из Казахстана самолетом.
— Что касается железных дорог, то в приграничье сокращено пригородное сообщение, считающееся убыточным. В связи с тем, что включается межгосударственный тариф на поездах дальнего следования, путешествие между центрами приграничных регионов жителям обходится дорого и долго, учитывая простои на границе. Много автомобильных дорог нуждается в ремонте — это все мешает развитию полноценного сотрудничества, — добавил эксперт.
Базовое понятие «граница», по его мнению, носит амбивалентный характер, так как приграничье — это не только дружба, выгодная торговля, коммуникативные функции взаимодействия, но еще и барьер, который призван ограничивать территорию государства, его национального суверенитета. Часто приграничные территории воспринимаются как малопривлекательные для инвестиций из-за периферийности и удаленности от городов-центров притяжения больших денег.
— Нельзя обойти вниманием проблему дисбаланса регионов, который существует и влияет на характер и эффективность приграничного сотрудничества, — продолжает Эдуард Полетав. — Регионы российско-казахстанского приграничья, имеют отличия по структуре экономики, численности населения, уровню развития инфраструктуры. Напомню, что в Сочи Нурсултан Назарбаев попросил Владимира Путина, чтобы в XIII форуме приграничного сотрудничества в Астане кроме приграничных регионов приняли участи также Москва, Санкт-Петербург и восточная Россия. Дисбаланс торговли, и связи между регионами в определенной степени свидетельствует о том, что граница — она ведь разная.
В качестве примера, эксперт приводит один из субъектов РФ Республику Алтай, граничащую на юго-западе с Казахстаном, где численность населения всего 215 тысяч человек. Граница между странами проходит в труднодоступной горной местности, где экономические связи развивать тяжело из-за транспортных проблем. Зато проходит серьезный товарооборот между Оренбургской и Актюбинской областями во многом благодаря тому, что казахстанский газ идет на переработку в Россию. Некоторые российские приграничные регионы, производящие экспортные товары, ориентированы на рынки третьих стран, как например Челябинская область, но и в Казахстане, надо признать, не все приграничные регионы являются регионами-лидерами.
— Стоит присмотреться к зарубежным моделям сотрудничества, например, к опыту работы так называемых еврорегионов, и присмотреться к тому, что полезно и применимо в наших реалиях, — подчеркнул политолог. — Брюссель в свое время делегировал часть полномочий, чтобы регионы сами создавали взаимосвязи, не нарушая законодательство. Процессы российско-казахстанского приграничного сотрудничества развиваются, у них есть резервы и перспективы, так как данный формат еще используется не в полной мере.
Альбина Кван