Жумат Марденов: «Безвизовый въезд и «открытое небо» не гарантируют косяки туристов»
|
«Неприхотливый конфуцианский турист – это миф», – подчеркнул Адиль Каукенов, политолог. Восточный турист готов платить, но за свои деньги он хочет получить положительные впечатления на всю сумму. И все-таки главным источником для туристических маршрутов Казахстана видятся жители постсоветского пространства. Прозвучало это в ходе экспертного клуба ОФ «Мир Евразии» на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество».
«Почему не убирают городской пляж – понятно. Почему не чисто на частном пляже – не понятно», – отметила Лидия Пархомчик, эксперт Евразийского научно-исследовательского института. Проблема оказалась затронута в ходе обсуждения вопроса пляжного туризма в Казахстане. По мнению одной части экспертов такого туризма в стране вообще нет, другие же фиксируют его наличие на Алаколе и Каспии, однако мировому стандарту он не соответствует не только из-за отсутствия песчаной береговой линии и пальм. Морские круизы по Каспию на уровне идеи и пробных поездок существует давно, но как регулярное и массовое явление состояться все не могут.
«Вопросы туризма – это вопросы всего нашего общества – коррупция и дураки», – констатировал Юрий Тлеумуратов, директор Палаты предпринимателей г. Алматы. Он сообщил, что по рейтингу конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий, оцениваемому по 14-ти показателям, Казахстан занимает 44-ое место из 141-го участника.
Эдуард Полетаев, модератор заседания, указал на важность раздельного подхода к привлечению туристов из Европы и Азии. Если в европейских предпочтениях на первом месте пляжный туризм, а потом идут комбинированный и городской, то в запросах азиатов более 50% приходится на комбинированный туризм. В этой связи для Казахстана, где пляжный отдых представлен фрагментарно, очень логично ориентироваться на туристов из государств Азии.
Юрий Тлеумуратов указал на такую особенность китайцев, как высокий уровень азарта. Для подобных туристов казино в Капшагае вполне подойдут как исходная база для отдыха, однако кроме игорных заведений требуется оптимально решать вопрос с визами, нужны брендовые шоп-туры для данной категории зарубежных гостей. «Им нужно то, чего им не хватает у себя», – такая формула будет универсальной и для азиатских, и для европейских туристов.
Адиль Каукенов рассказал о том, что Китай в рамках внутреннего туризма активно использует свое географическое и климатическое разнообразие. Например, в Харбине зимой температура достигает минус 45-48 градусов и в этот город на ледяную скульптуру и подобные вещи осуществляется просто паломничество из тех провинций, где снега вообще не бывает. В этой связи Астана с ее минус 50 просто золотая жила. В умелых руках, разумеется.
«Казахстану нужно министерство туризма», – акцентировал Жумат Марденов, специалист по вопросам туризма. Он выступает за комплексные туры в формате стран региона. Например маршрут «Алматы – Ташкент – Бухара – Самарканд» на манер «поездов дружбы» в советское время. «Нужно строить молодежные кемпинги», – еще один его тезис. Политолог Антон Морозов добавил, что механизмы и алгоритмы как в ходе одного тура посетить 2-3 страны давно есть и нужно лишь грамотно их применить. Для этого должны действовать «единые стандарты туристической деятельности».
Если г-н Марденов целевой аудиторией для рекламы туристических услуг Казахстана видит сопредельные регионы России – Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, то Адиль Каукенов на восточном направлении предлагает сфокусироваться на соседних провинциях Китая.
В ходе экспертного обсуждения поднималась тема специальных туристических ниш, в которых Казахстан мог бы эффективно позиционироваться на международном рынке. Пусть сами по себе данные сегменты туристического бизнеса не считаются объемными, однако учитывая размеры Казахстана они вполне интересные и привлекательные. Но если говорить об охотничьем туризме, то в Республике Казахстан слишком много сложностей с оборотом оружия, если взять горный туризм, то крайне неразвитая для него инфраструктура.
«У нас только цены на мировом уровне», – заметила Наталья Соколова, издатель журнала «Let’s GO!». Отдельная беда – дорожная полиция. Г-жа Соколова рассказала о туристах из Италии, которые путешествовали по Казахстану на своих автомобилях и через каждые 100 км их останавливали «гаишники» с коррупционными целями. «Для развития внутреннего туризма нужно убрать гаишников с трассы», – предложил рецепт улучшения ситуации г-н Каукенов.
Марат Шибутов сообщил, что реальных туристов (а не тех, кого к ним искусственно причисляют) в Казахстан приезжает 55 тысяч в год. «В прошлом году – 70 тысяч», – указал он на позитивную тенденцию. В 2017 году ожидается порядка 300 тысяч иностранных туристов в свете Expo. К примеру, 3 месяца в Астане будет проходить по 100 культурных мероприятий в день. «Все, что может выступать – со всем договорились», – отметил г-н Шибутов.
Проблемы российской Камчатки, где желающих посмотреть на вулканы, медведей, нерестилища лосося и прочие красоты так много, что власти вынуждены ограничивать приток туристов (не хватает возможностей аэропорта, гостиничного фонда, экологические соображения), для Казахстана пока чуждые. Между тем, политолог Замир Каражанов сообщил, что «российские автотуристы в последнее время очень полюбили Мангышлак». Данный феномен не имеет никакого отношения к целенаправленной государственной политике. «Малое ни в коем случае нельзя убивать, надо помогать ему развиваться», – настаивает г-н Каражанов в свете государственного участия.
В мероприятии участвовал Тимур Рахимов, советник посольства Республики Узбекистан в РК. Отвечая на вопросы, он сообщил, что Узбекистан принимает более двух миллионов туристов в год. А там пляжного туризма практически нет. Зато программы пребывания для малазийцев и французов изначально разрабатываются индивидуальные.
«Казахстан – не страна для массового туризма. Здесь туризм должен быть очень дифференцированный, специальный, – Подчеркнул Андрей Михайлов, путешественник-исследователь. – Стоит только памятнику природы стать туристическим аттракционом – он быстро гибнет». Еще г-н Михайлов обратил внимание на наличие у массового туризма не только позитивных, но и негативных моментов. Одно из разрушающих явлений – появление детей-попрошаек.
Олег Белов, обозреватель и автор «Ветер странствий», посетовал на отсутствие в Казахстане политической воли в вопросах развития туризма. В России телеканал «Моя планета» по аудитории перекрывает «Нешнл джиографик». «У нас нет своего туристического канала», – указал г-н Белов.
«Нужны бренды локальные и общестрановые», – это из предложений Владимира Павленко, PR-консультанта.
Сергей Козлов, заместитель главного редактора «МК в Казахстане», сфокусировался на проблеме политической воли и времени на примере Турции, где до 80-ых годов прошлого века индустрии туризма не было. Потом появились куратор на уровне вице-премьера и долгая кропотливая работа, начиная от людей в форме и заканчивая владельцами отелей. «И в конце концов над турками европейцы перестали хохотать. Была создана туристическая культура», – подвел он итог целенаправленных государственных усилий. «Мы на 25 лет опоздали с развитием туристической отрасли», – подчеркнула Наталья Соколова.
Источник: ZONAkz