По данным доклада «Международный туризм-2015» UNWTO, в 2015 году туризм обеспечивал 10% мирового ВВП. Число международных туристских прибытий выросло до 1,2 млрд человек. Международный туризм дает 7% от общего объема мирового экспорта и 30% от экспорта услуг. На сферу туризма приходится 7% мировых инвестиций и 11% мирового совокупного дохода. Получается интересно: 7% инвестиций дают 11% дохода. Туризм – очень высокодоходный вид бизнеса. Но у туризма есть и оборотная сторона медали, которая может привести к катастрофам, если позволить этой сфере развиваться хаотично и бесконтрольно. А именно так сейчас развивается туризм в Казахстане.
Катализатор ЭКСПО
В последнее время в Казахстане вспомнили, что туризм – это рабочие места, приличные деньги, которые можно заработать. Страна интенсивно готовится к проведению ЭКСПО-2017.
– В сентябре 2016 года специально для 100 зарубежных туроператоров – партнеров ЭКСПО была проведена серия информационных туров по регионам страны –Золотому Семиречью, Западному кольцу Казахстана, Восточному и Северному Казахстану, Шелковому пути, оазисам степей Казахстана (Астана – Боровое – Астана). Разработаны 73 туристских маршрута по уникальным местам республики для различных категорий туристов.член общественного совета при НК «Астана ЭКСПО-2017» Марат Шибутов, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество».
По его данным, сделаны покупки групповых туров почти на миллион билетов. По данным на сентябрь 2016 года, подписаны 44 меморандума на продажу 220 тысяч билетов в составе турпакетов, принято 55 заявок от отечественных и зарубежных турфирм на 677 тысяч билетов, подписаны три соглашения с Skyway, Sayat-travel и Bayterek travel center на реализацию 62 тысяч билетов. Таким образом, по итогам ЭКСПО ожидается большой толчок в развитии казахстанского туризма.
Орел или решка?
Но такой интенсив вызывает скепсис у экспертов в области туризма, исследователей и профессиональных путешественников.
Так, по мнению действительного члена Русского географического общества Андрея Михайлова, туризм – вообще-то сфера неоднозначная: с одной стороны, он и вправду способен давать неплохие деньги, а с другой стороны – имеет изрядный разрушительный потенциал.
– Природа гибнет, как только становится объектом туризма, превращается в аттракцион. Туроператоры постоянно ищут места, которые могут привлечь своей нехоженностью. Через два года эти места начинают необратимо разрушаться под давлением толпы. Яркий пример – упадок острова Пхи-Пхи, который начался после того, как вышел фильм «Пляж» о поисках уединенного и безлюдного рая, в котором играл Ди Каприо, – аргументированно высказал свою позицию Андрей Михайлов.
В словах казахстанского географа, фотографа, редактора, путешественника-исследователя есть внушительная доля истины. Ведь страну он видит не по картинкам в Интернете, а своими глазами, пройдя тысячи километров во все стороны.
– Как только объекты любого культа – храмы, алтари, монастыри – становятся туристическими объектами, они перестают нести свою глубинную цементирующую функцию центров силы, веры и поклонения. И вскоре вообще утрачивают сакральность и всякий смысл, превращаясь в обыкновенные коммерческие предприятия. Таких прецедентов на моих глазах за последние годы произошло великое множество, – говорит путешественник.
По его наблюдениям, негативное влияние туризма на культуру и общество любой страны явно можно увидеть в странах Азии.
– В результате общество начинает претерпевать неприятные изменения. Появляются легкие деньги, люди начинают думать о легком заработке. Мы не говорим об этом, но во всех туристических странах Азии существует яркий и заметный слой детей-попрошаек. Своего рода профессионалов, умеющих вышибать деньги из добрых гостей. В Казахстане, кстати, они тоже начинают появляться там, где мелькают западные туристы. Интересно, кто вырастает из них? Трудолюбивые и законопослушные граждане? Вряд ли, – размышляет исследователь.
Указал он и на некоторую политическую сторону туризма. По его мнению, «как только страна садится на туристическую «иглу», она оказывается на коротком поводке у мировых лидеров». При современных технологиях ей очень просто испортить имидж и автоматически лишить привычных доходов от туризма, к которым она быстро привыкает. Потому она становится послушной и сговорчивой.
– Как географ, я считаю, что в Казахстане может быть лишь очень специфичный туризм, не массовый. Нет у нас пока для того соответствующих условий. Больших дивидендов от него мы не получим. В Казахстане не много достопримечательностей. Они все рассеяны на огромном расстоянии. Да, страна красивая, но здесь может существовать только очень дифференцированный, специальный туризм. Организация поездок для штучных туристов, которые знают, чего именно они хотят, – сказал он в заключение своего выступления.
Туристические катастрофы уже начинаются
К несчастью, путешественник прав. В процессе развития казахстанского туризма без скепсиса обойтись не получится при всем желании. Один характерный пример привел политолог Антон Морозов: «Помните, какие надежды мы возлагали в плане туризма на Великий Шелковый путь? А теперь давайте вспомним недавний скандал с городищем Талхиз, когда при строительстве автомагистрали его пустили под ножи дорожной техники. А Талхиз, кстати, входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. И только вмешательство вице-премьера остановило строительство. Вот этот пример хорошо демонстрирует отношение к потенциальным туристическим объектам».
В свою очередь режиссер, участник Валихановской экспедиции Олег Белов отметил, что именно сильная политическая воля могла бы быть той силой, которая сдерживала бы проявление негативного влияния туристской индустрии. Но пока государство в своих решениях и действиях не поспевает за стихией под названием «туризм».
– В этом году пляжной столицей Казахстана по праву стало озеро Алаколь. Оно выигрывает у Иссык-Куля по многим природным параметрам, но проигрывает по развитию инфраструктуры. Автомобильная дорога от Талдыкоргана до озера в плачевном состоянии. Благо, в этом году пустили фирменный поезд компании «Туран Экспресс». Перрон на 13-м разъезде в поселке Акши расширили, но он все равно слишком узкий для такого пассажиропотока. Магазин в Акши так и не достроили. Отели и базы отдыха активно строятся, но инфраструктура отстает. Государство не поспевает за рекордным наплывом туристов, – привел пример Олег Белов.
Ну а мусорные кучи, летающие пакеты и отхожие места в горах Заилийского Алатау, на Кольсайских озерах, побережье Или и многое другое – это уже привычная атрибутика местности.
Контроль всему голова
Известно, что Казахстан пытается перенимать опыт разных стран в деле развития туризма. В их числе Турция.
Известный казахстанский обозреватель, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергей Козлов кратко напомнил, что до 1980-х годов ХХ века в Турции туристской индустрии не было. Правительство наняло немецких консультантов. Курировал проблематику вице-премьер. Проводилась разъяснительная работа, начиная с пограничников на паспортном контроле и заканчивая владельцами отелей и земель на побережье.
– Это была мучительная и долгая работа, по итогам которой турки смогли создать культуру туризма. Вы думаете, турки не хотели бы сдирать денег здесь и сейчас?! Конечно, хотели бы! Но в течение десятилетий они усвоили, что если будут себя вести культурно, они получат больше, чем если они сорвут сиюминутный куш. Но это все курируется. Все работает. Для этого требуется время и самое главное – воля, – рассказал Сергей Козлов.
Казахстан на 25 лет опоздал с развитием туризма. Но, может, оно и к лучшему, потому что у Казахстана есть возможность выработать свои уникальные турпродукты как самостоятельно, так и при помощи соседей. А также учесть ошибки, допущенные другими странами, чтобы в итоге не оказаться у разбитого корыта.
Алина БЕКИРОВА, фото Павла МИХЕЕВА, Алматы
Источник: Республиканская общественно — политическая газета «ЛИТЕР»