Казахстан – это по-своему уникальная страна. Здесь есть роскошные леса и альпийские луга, горы-тысячники и впадины ниже уровня моря, бескрайние степи и полупустыни, космические пейзажи каньонов и святыни разных религий и верований. Есть памятники старины и города современности. Конечно, все это заслуживает того, чтобы быть показанным миру. Но под каким соусом подать это достояние, чтобы искушенный мировой турист заинтересовался? Что могло бы стать брендом Казахстана? Ясно одно, что для развития туризма необходим креативный подход.

 

«Казахстан – это страна контрастов в хорошем смысле. У нас есть и жара +50С, и холод -50С, и впадина Карагие – самая низкая точка СНГ и пик-семитысячник Хан-Тенгри, и Великая степь, и древние города. Мы эти контрасты можем преподносить в выгодном свете. Например, Казахстан – это самая большая страна, не имеющая выхода к морю. Астана – это самая удаленная столица от моря. И там самый удаленный от океана океанариум. Иртыш – самый длинный приток в мире. И все можно преподносить как бренды, чтобы люди понимали, что они едут не в рядовую страну, а в потрясающее место, не имеющее себе равных», — такие идеи высказал журналист, музыкант и путешественник Олег Белов, выступая на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Культурно-туристская дипломатия: развитие через диалог и сотрудничество».

 

К слову сказать, в мировой практике есть уже примеры успешного использования контрастов для привлечения туристов. Например, в российском городе Игарка, что в Красноярском крае, есть музеем вечной мерзлоты — единственный в мире музей, обладающий уникальным подземельем в толще вечномерзлого грунта. Или китайский город Харбин, успешно продающий свою амплитуду температур от +40С летом до -40С зимой.

 

«Согласен с тем, что в Казахстане множество привлекательных мест, — говорит генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER Адиль Каукенов. И вот мы рассуждаем о холодной погоде в Астане. В пример приведу китайский Харбин, где тоже сильные морозы зимой. Именно в этот период в Харбин наблюдается особый наплав туристов. Потому что китайцы используют свои особенности очень успешно, умело. Устраиваются  ледовые шоу. Людям, которые никогда не знали, что такое мороз, это все диковинка. У нас это тоже возможно».

 

Можно было бы сыграть и на контрасте в региональном масштабе. Как отметил, Олег Белов, в плане исторического туризма заметно выигрывает Узбекистан со своими Бухарой, Самаркандом, Хивой. Хотя многое там воссоздано. В Казахстане можно было бы в том же Талгаре построить древний город, воссоздать этот город рядом с Алматы и там проводить исторические фестивали. А с другой стороны для демонстрации кочевого образа жизни можно было бы разбить несколько этно-аулов.

 

«Фестиваль кочевников также мог бы стать нашим брендом. Ведь для Казахстана наследие кочевников — это наше все, подчеркнул эксперт. — Но если говорить о фестивале кочевников, то Венгрия в этой сфере на первом месте, Кыргызстан на втором, Казахстан скромно на третьем-четвертом, может, даже проигрывает Монголии».

 

Также Казахстану можно сделать ставку на еще один потенциально сильный бренд Казахстана – «Дружба народов». Как рассказал Белов, в сентябре этого года несколько казахстанских и кыргызских туристических компаний решили провести во время закрытия сезона на Иссык-Куле фестиваль «Дружба народов». Он проходил в отеле «Марко Поло» на южном берегу озера. «Гостям было предложено привезти с собой национальные костюмы, и многие из туристов Центральной Азии и России поддержали идею и привезли массу красивых костюмов. Откликнулись и музыканты Казахстана и Кыргызстана, которые подготовили тематические программы. В итоге на пляже состоялся захватывающий интернациональный карнавал», — пояснил Белов. Кстати, в рамках добрососедских отношений и дружбы народов, Казахстан и Кыргызстан могли бы совместно проработать маршруты ученого и путешественника Чокана Валиханова.

 

Продолжая список брендов, которыми бы мог удивить Казахстан, профессиональный путешественник подчеркнул значимость Байконура – ведь по сути только Казахстан может предложить увидеть запуск ракеты с уникального космодрома. А для Алматы можно было бы создать маршруты, связанные с музыкантами Виктором Цоем и Владимиром Высоцким.

 

В целом многие участники заседания экспертного клуба выступали за то, что Казахстану в вопросе развития туризма можно делать ставки на этно- и экотуризм, совмещенные с экстримом. Однако некоторые специалисты опасаются, что отсутствие должного контроля со стороны государства может негативно отразиться на экосистеме прекраснейших мест Казахстана.

«Туризм это вообще-то сфера неоднозначная: с одной стороны он и вправду способен давать неплохие деньги, а с другой стороны имеет разрушительный потенциал. Природа гибнет, как только становится объектом туризма, превращается в аттракцион. Яркий пример упадок — острова Пхи-Пхи в Таиланде, который начался, после того, как вышел фильм «Пляж», в котором играл Ди Каприо. О поисках уединённого и безлюдного рая, — указал географ, журналист, путешественник-исследователь Андрей Михайлов. — Туроператоры постоянно ищут места, которые могут привлечь своей нехоженностью».

 

Кроме того, эксперт обратил внимание и на то, что, у современного туризма очень много нюансов и скрытых сторон. И все их нужно, по крайней мере, представлять», — сказал он.

 

Юлия Майская

от wefund