Цветные революции могут мутировать… О том, что в Ереване этим летом использовались те же технологии, которые применялись в недавнем прошлом в Киеве и Бишкеке, рассказали на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» в Алматы политологи из Армении. Инструменты внешнего влияния на евразийском пространстве могут меняться, прогнозируют их коллеги из Казахстана.
В июле 2016 года в Ереване вооруженная группа из 30 человек захватила полицейское здание, где находился самый внушительный арсенал оружия данного ведомства. Одновременно в городе проходили уличные протесты. Участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии», обсуждавшие тему «Электоральные пасьянсы на евразийском пространстве: сценарии и технологии», расценили эти события как неудавшуюся попытку или, скорее, репетицию цветной революции.
— Цветные революции часто называют самыми значимыми политическими событиями со времен распада СССР. Это сложный феномен, связанный с процессами постсоветской трансформации стран и имеющий ряд как внутренних, так и внешних причин, обладая при этом набором определенных характерных признаков. Особо следует отметить политические манипуляции в преддверии или в ходе электоральных процессов, непосредственно призванных породить кризис власти. Они также инспирируют появление в обществе обширной зоны неопределенности и недоверия. Республика Казахстан, к счастью, избежала подобных пертурбаций, однако в 2017 году в странах-партнерах по ЕАЭС, в Кыргызстане и Армении, пройдут президентские и парламентские выборы соответственно, – напомнил политолог Эдуард Полетаев.
С предстоящими выборами связали июльские события гости из Армении – председатель Международной общественной организации гуманитарного развития (МООГР) Арман Гукасян
и его заместитель Цовинар Костанян, выступившие с презентацией «Неправительственные организации и политические силы, предпринявшие попытку цветной революции в Армении по майданному сценарию, накануне выборов в парламент».
— Учитывая, что у нас парламентские выборы на носу, мы прогнозируем, что в апреле 2017 года будет предпринята попытка расшатывания внутриполитической ситуации в Армении. И мы думаем, что в июле была своего рода репетиция перед парламентскими выборами,
– заявила Цовинар Костанян.
Представители Армении, рассказывая о том, что случилось у них в стране, пояснили: эксперты МООГР мониторили ситуацию с самого начала, проводили свое расследование, а затем опрос участников митингов.
— Нашей целью было выявить, какие же силы участвовали в протестах. Потому что протестов просто так не бывает. Тем более что эти протесты координировались, – утверждает Арман Гукасян. – Самое интересное, что в этих протестах участвовали те НКО, которые всегда были в поле нашего исследования. Мы как организация около трех лет занимаемся исследованием различных сил, которые в Армении работают. В основном это армянские прозападные НКО, которые финансируются из зарубежных источников.
В процессе дестабилизации внутриполитической ситуации в Армении они играли одну из ключевых ролей. И конечно мы попытались обозначить методы и технологии «цветных» революций на примере Украины, сравнив с событиями в Армении. Слава Богу, они не повторились точь в точь как на Украине. Но процессы и технологии очень были похожи друг на друга.
Как рассказал Арман Гукасян, на полицейский участок напали не просто вооруженные люди, а участники войны в Карабахе. Свои действия они оправдывали интересами родины, где, по их словам, не существует абсолютной справедливости, и по этой причине бойцы «Сасна Црер» требовали отставки представителей действующей власти. В поддержку боевиков, овеянных романтическим ореолом защитников нации, на улицы вышли около 10 тысяч человек – антиправительственные выступления продолжались в течение двух недель.
— Реакция внешних сил на дестабилизацию в Армении была очень похожей на реакцию на Майдан в Украине. Во-первых, Госдепартамент США, Совет Европы, Евросоюз сразу сделали заявления по поводу того, что полиция в Армении жестко разгоняет протестующих, что используется сила. На самом деле полиция Армении применяла силу в ответ на ту силу, которую использовали протестующие. Но со стороны внешних сил не прозвучало никакого призыва о том, что нужно решить вопрос мирным путем. Но зато были созданы черные списки для представителей полиции и власти, которые больше никогда не смогут посетить страны Европы и США, потому что эти люди якобы нарушают права человека на волеизъявления, – отметил председатель МООГР.
Прозападные НКО и политические силы, по сведениям Армана Гукасяна, напрямую занимались координацией уличных беспорядков. При этом через соцсети распространялась дезинформация и инструкции по борьбе с полицией: «Вот эти инструкции по борьбе с полицией напоминают те инструкции, которые распространялись на Майдане и во время арабской весны».
— Уже после того, как 31 июля вооруженная группа сдалась властям Армении, в ходе расследования выяснилось, что за месяц до захвата здания полиции сторонниками «Сасна Црер» было создано 200 фейковых аккаунтов в Facebook (по словам экспертов, это самая популярная соцсеть в Армении, – прим. ред.), проиллюстрированные армянскими героями. Это только те, которые удалось распознать. Чем они занимались? Они принимали участие в дезинформации и инструктаже. Но их самая главная задача была в распространении атмосферы насилия и ненависти друг к другу, – добавила Цовинар Костанян.
Заместитель председателя МООГР пояснила, как именно тиражировалась ненависть к представителям власти. Так, например, в соцсети публиковалась информация о гибели полицейского. И тут же появлялось полсотни ненавистнических комментариев по отношению к стражам порядка:
— В эти дни, стоило заглянуть в соцсети, казалось, что весь армянский народ желает смерти полицейским, все хотят видеть смену власти, – говорит Цовинар Костанян. – Как только адекватные мирные люди пытались писать комментарии, сразу начиналась травля этих людей – в их адрес градом сыпались грубейшие оскорбления, обвинения в предательстве. Мы считаем, что эти 200 аккаунтов координировались 15 людьми.
Во время июльских событий, связанных, казалось бы, исключительно с внутренними проблемами, вдруг возникла антироссийская риторика. В народе распространялись слухи о том, что для борьбы с боевиками «Сасна Црер» из Москвы вызвали группу «Альфа». Другие говорили, что разбираться с героями Карабаха приедут военные российской базы, которая находится в Армении на границе с Турцией. И, конечно, возникли вдруг разговоры о том, что, только развернувшись в сторону Евросоюза, можно спасти Армению.
Параллелей с другими цветными революциями на постсоветском пространстве армянские эксперты назвали немало. Представители западных государств на этот раз никого не угощали печеньем, но навещали пострадавших от «полицейского произвола в больницах». Западные СМИ уделяли немало внимания пикетам в поддержку митингующим, организованным возле посольств Армении в странах, где проживают представители армянской диаспоры. Только вот за пределами страны живут 15 миллионов Армян (в самой республике – всего 3 млн жителей), а на акции протеста выходили 5-10 человек.
В Ереване в июле не удалось сменить власть и геополитическую ориентацию страны. Да и в целом цветные революции, отметил Эдуард Полетаев, «оказались совсем непродуктивными, если, конечно, не считать за цель падение уровня жизни населения». А нельзя не признать, что цветные революции в Грузии, Украине и Кыргызстане в итоге ухудшили социальное положение народов. Тем не менее, возможно ожидать новых попыток дестабилизировать постсоветские государства.
— Цветные революции – это гораздо менее затратный вариант смены политических режимов (по сравнению с санкциями, блокадой или войной), и возможность его дальнейшего применения остается реальной. При этом, на мой взгляд, их организаторы учли недостатки предыдущих, поэтому новые цветные революции могут мутировать, обретая нехарактерные признаки, – предупреждает политолог.
Он подчеркнул, что «оранжевая» революция в Украине в 2004 году обошлась без крови, а спустя десять лет там уже появилась «Небесная сотня». Одновременно Эдуард Полетаев успокоил: противостоять цветным революциям вполне возможно, поскольку их возникновение и ход эксперты могут спрогнозировать. При этом странам Евразийского экономического союза надо проявлять особую бдительность.
— Череда прошедших цветных революций и попыток организации новых на постсоветском пространстве показала: интеграционный процесс необходимо выстраивать, учитывая не только мировую практику и собственный опыт, но и влияние на этот процесс внешних сил, которые не прочь реализовать свои специфические интересы, – подытожил эксперт.
Текст предоставлен Виктор Санькович
Источник: «Диалог»