Семья является уникальной подсистемой государства, и в нынешнем году ожидается, что постсоветские СМИ станут больше уделять внимания пропаганде традиционных семейных ценностей. Решением Совета глав государств СНГ, прошедшего в сентябре прошлого года в Бишкеке, 2017 год был объявлен Годом семьи. Последняя, выступая в качестве ведущего института социализации личности, на евразийском пространстве вызывает к себе все больший интерес. Этому способствуют политические решения, активизация работы по пропаганде семейных ценностей, а также противодействие тому валу влияния, в первую очередь информационного, которое идет со стороны более развитых в области медиа государств.
Данное информационное воздействие часто воспринимается негативно. Стоило Нидерландам в 2001 году узаконить однополые браки, как их примеру последовали другие государства Европы и Латинской Америки. Кроме того, во многих странах подобные союзы признаются если не де-юре, то де-факто. То есть изменение традиционных семейных ценностей в мире идет с использованием законов, продвигаемых через механизмы государственной власти.
При этом ожидается, что инициатива проведения Года семьи в Содружестве поспособствует дальнейшему укреплению гуманитарных связей и позволит ближе познакомиться с традициями и культурами народов. Это нацеливает страны СНГ на поиск эффективных форм поддержки семьи и семейного воспитания. Об этом рассуждали недавно в Алматы казахстанские эксперты в ходе заседания экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Институт семьи и семейная политика на постсоветском пространстве: проблемы, тенденции и перспективы».
В странах СНГ институту семьи, несмотря на тяжелые 1990-е годы, уделяют внимание достаточно давно. И это – отражение мирового тренда. Надо сказать, что международное сообщество признает особую роль семьи и необходимость предоставления ей защиты как на национальном, так и на международном уровне. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1994 год был утвержден как Международный год семьи. С тех пор ежегодно 15 мая отмечается Международный день семей.
ООН, а также ее органы и фонды весьма активно вовлечены в процесс регулирования института семьи, а также в стратегии, ориентированные на интересы семьи. А это, в свою очередь, способствует достижению первых пяти целей в области устойчивого развития: искоренению нищеты и голода, обеспечению здоровья населения, благополучию для людей всех возрастов, доступа к образованию на протяжении всей жизни и достижению гендерного равенства. Наиболее общие мировые проблемы семьи находятся в поле внимания Генеральной Ассамблеи и Экономического и социального совета ООН. Более сфокусированно поднимают и решают проблемы Фонд ООН в области народонаселения и Детский фонд ООН. Кто-то из организаций ООН помогает семьям косвенно, например Продовольственная и сельскохозяйственная организация или Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Для некоторых стран СНГ ситуация усугубляется необходимостью восполнения демографических потерь. С этой точки зрения внимание государства к семье важно, в том числе для того, чтобы выполнять функцию воспроизводства населения. Она пока недостаточно развита. Казахстан занимает девятое место по размерам территории в мире и всего лишь 62-е по численности населения (по данным на 1 июля 2016 г.). Российская Федерация – первая по территории и только девятая по количеству населения. А СССР в свое время был на третьем-четвертом местах в мире по количеству населения, несмотря на потери в войнах и эмиграцию. Демографический фактор сегодня вынуждает, например, в России за рожденного второго ребенка выделять семьям эквивалент 10 тысяч долларов, да и в Казахстане определенные деньги перечисляются в поддержку
Однако после развала СССР тип традиционной семьи начал испытывать сильную трансформацию. Если в некоторых странах это, может быть, не так ярко и больно воспринималось, то на постсоветском пространстве появилась новая форма семьи (так называемой постсемьи), в которой на первый план выставлялись вопросы гендерного равенства. И если в традиционных семьях имеет место понятное гендерное разделение труда между супругами, то постсемья объединяет партнеров, обоих ориентированных на реализацию как в семье, так и в профессии. В странах Северной Европы понятие «мужской декрет» давно уже никого не удивляет. В Казахстане, кстати, работающий отец также может оформить отпуск по уходу за ребенком. Но случаев таких немного, и, как правило, они связаны с неблагоприятными, трагичными семейными обстоятельствами.
«Я хотела бы обратить внимание на информационную политику в сфере пропаганды института семьи и семейных ценностей, – заявила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева. – Сегодня в СМИ стали больше говорить о семье, развивается нормативно-правовая база, регулирующая отношения внутри и вокруг семьи. В то же время создается впечатление, что окружающая нас реальность – сама по себе, общественный дискурс – сам по себе, а действующие практики построения семьи и внутрисемейных взаимоотношений – сами по себе. И все эти три составляющие движутся в своих, не зависящих друг от друга направлениях».
Действительно, в нынешний информационный век будущее семей во многом зависит от того, какие ценности будут усвоены новыми поколениями. А ценности эти во многом продвигают именно СМИ. Также они формируют стереотипы поведения. Но если проанализировать сетку вещания того или иного популярного телеканала или пролистать тиражную газету, создается впечатление, что даже в семейной тематике предпочтение отдается страстям среди представителей шоу-бизнеса, скандалам и расследованиям, криминальным историям. Семейный позитив, воспитательный и образовательный контент пока проигрывает погоне за сенсациями.
«Мир вокруг нас быстро меняется, – считает Л. Каратаева. – В нашу жизнь пришли либеральные ценности, общество потребления (которое продолжает успешно сопротивляться предпринимаемым против него мерам) диктует свои требования к организации быта и т.д. В то же время семью мы воспринимаем как элемент традиционного общества. Пропаганда семьи опирается на ряд клише, выработанных еще в прошлом столетии. Красивый и потому часто используемый лозунг «Семья – ячейка общества». Не думаю, что современные молодые люди, которым предстоит создавать свои семьи, смогут объяснить его смысл. А если человек не создал семью или по каким-либо причинам ее лишился, разве он не может быть опорой для общества? Мне кажется, что пришло время заново осмыслить институт семьи и в рамках информационной политики уделять больше внимания тем функциям семьи, которые действительно делают ее незаменимым социальным институтом. Неплохо было бы определиться и с тем, что конкретно мы понимаем под понятием «семья». В вопросах информационной политики, направленной на пропаганду семьи, можно предложить изменить существующие стереотипы и основной упор сделать на пропаганду качества семейных отношений».
Реалии рыночной экономики привели к тому, что ряд казахстанских экспертов отметили: стоит рассмотреть семью не только как социальный, но и как экономический фактор. «Выбирать партнера по любви – это роскошь, которая стала доступна человечеству совсем недавно, – отметил генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINACENTER Адиль Каукенов. – Немного поколений насладилось ею. Большую часть истории человечества семья выступала экономическим фактором. Почему мало кто хочет состоять в псевдогражданском браке? Да потому что это экономический термин, ведь как только вы вступили в брак, то затем идут его экономические и правовые последствия. Вы не можете уже просто так что-то купить или продать без согласия партнера, потому что появляется совместно нажитое имущество. Брак – это не просто штамп в документе. К семье, как к экономической единице, относится и государство с точки зрения развития страновой экономики и демографии. Что касается возраста семьи, ранний брак, на мой взгляд, заключается в том, что в него люди вступают с непониманием, что он – экономическая единица. Потом в процессе разводов появляются жалобы, мол, ипотеку не потянули. Квадратных метров для счастья не хватает. В Европе это давно поняли – отсюда брачные контракты, поздние браки, потому что все готовы к тому, что прежде необходимо экономически состояться. Столетиями вырабатывалось брачное законодательство».
Главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин убежден: даже косвенные замеры показывают, что есть корреляция между общей экономической ситуацией и динамикой заключения браков. «Если количество браков коррелирует с динамикой ВВП и эта связь хорошо объясняется логически, то растущее количество разводов – повод детально изучить проблему, – подчеркнул он. – Объяснение из серии «не сошлись характерами» – не самое объемное. Прямая трактовка уводит нас к размышлениям о том, что молодежь перестала ценить семью и тому подобным объяснениям. Довольствуясь этим, мы не знаем реальных факторов, повлиявших на развод. Может быть, если бы процент по ипотеке был ниже, то характерами было бы сойтись проще? Если бы зарплаты и реальные доходы были выше, то сойтись характерами было бы также проще? За 15 последних лет обеспеченность жильем выросла на 25%, а количество заключенных браков выросло на 60%».
Но не только экономическую и социальную функции выполняет семья в современном мире. Главный научный сотрудник КИСИ Л. Каратаева к основным также относит репродуктивную, эмоционально-терапевтическую и статусную функции. При этом, как мы понимаем, сегодня уже не обязательно вступать в брак, чтобы выполнить свою репродуктивную функцию. Две оставшиеся функции, на взгляд эксперта, в настоящий момент находятся в строгом антагонизме по отношению друг к другу.
«Статусная функция однозначно одержала победу, – сказала она. – Мы совсем перестали говорить о том, что семья, это, в первую очередь, положительные эмоции, антистрессовая релаксация, это огромный потенциал духовности. Семья стала обязанностью, показателем «нормальности». В результате доминирования статусной функции некоторые люди, будучи не слишком счастливыми в своих семьях, продолжают пребывать в своем несчастливом браке, потому что общество и их ближнее окружение не приветствуют развод».
Что же касается контекста государственной политики в отношении семьи, то Л. Каратаева считает целесообразным введение практики доразводной медиации. Такой механизм позволит супругам избежать опрометчивого шага.
По мнению С. Домнина, странам СНГ нужно больше уделять внимания исследованиям семьи. «Проблемы семьи – это комплексные проблемы, – отметил он. – Находя им решение, мы выйдем на решение общегосударственных задач. Нужно, наконец, поставить в центр человека. Если в государственной политике мы будем ориентироваться на такие индикаторы, как продолжительность жизни, снижение уровня материнской и детской смертности, а не на рост ВВП, промышленного производства и экспорта, иностранных инвестиций и т.д., то сможем решить и застарелые проблемы – слабого здоровья нации, низкого уровня квалификации в среднем по экономике, слабого развития науки и недостаточной предпринимательской активности».
_________________________
Фото К. Конуспаева
Эдуард ПОЛЕТАЕВ
Источник: «Ритм Евразии»