Крупный польский город Лодзь, вдохновленный примером Астаны, подал заявку на организацию ЭКСПО-2022. Главный девиз, с которым Лодзь выступает за право провести престижную выставку, можно перевести как «город, созданный заново».
Жизнь продолжается
«Я счастлив, что могу встретиться с вами в городе, в котором Казахстан ассоциируется, как хозяин ЭКСПО-2017, – говорит президент города Лодзь Кшиштоф Пионтковский. – Надеемся, что у Астаны мы многому научимся».
Мэрия расположена в одном из исторических лодзинских дворцов, на Петрковской – главной улице города. Сегодня она – королева польских улиц, протяженностью почти в пять километров. Она является одной из самых крупных пешеходных торговых зон Европы. Петрковская – такая же визитная карточка города, как Невский проспект в Санкт-Петербурге или бульвар Нуржол в Астане. Колоритная в архитектурном плане, Петрковская символизирует торжество польского капитализма. Здесь на каждом шагу магазины, рестораны, кофейни, множество скульптур.
Любой горожанин может оплатить тротуарную плитку с вмонтированной в нее металлической табличкой со своей фамилией. Данное местное ноу-хау помогает привлекать небольшие инвестиции, и табличек таких здесь тысячи.
Трудно поверить, но еще в 1990-х годах прошлого века многочисленные особняки на улице стояли облупленные, не видавшие ремонта, среди куч мусора. После падения просоветского режима Лодзь, как моногород, погряз в депрессии. Его устаревшая и нерентабельная текстильная промышленность оказалась никому не нужна. Народ потянулся устраивать свое благополучие в другие места, а из туристов появлялись разве что фанаты заброшенных и разрушенных зданий.
«Нам удалось убедить молодежь не уезжать из Лодзи, – говорит президент города. – Студенты остаются после учебы, хотя в Польше демографическая яма. Люди воспринимают город как меняющийся в лучшую сторону, в котором приятно жить, создавать семьи, иметь работу. Зарплаты здесь на уровне столицы страны Варшавы. Это космополитичный город с открытыми людьми».
Как же удалось повернуть негативные тенденции вспять? Важнейшим фактором стало то, что Лодзь – город с душой, историей и «мясом». Городом он стал еще в 1423 году, но долгое время был фактически небольшим, мало кому известным поселением. Период его мощнейшего развития начался в первой половине XIX века в составе Российской империи, когда он стал «землей обетованной». В город приезжали фабриканты, открывая огромные текстильные фабрики. Лодзь прозвали «городом четырех культур», так как среди горожан были поляки, русские, немцы и евреи. О величественном прошлом города свидетельствует светская и храмовая архитектуры: дворцы, каменные дома, эклектичные фабричные комплексы, церкви, костелы, синагоги, кирхи, огромные старые кладбища с величественными надгробиями. К началу первой мировой войны в Лодзи проживало около 700 тыс. человек, примерно столько же, сколько и сейчас. Он стал одним из крупнейших городов Российской империи и Центральной Европы, «вторым Манчестером».
Между тем, здания бывших заводов и фабрик представляют собой мощный резерв для развития города. Однако из-за отсутствия концепции и нехватки финансирования часто становятся невостребованными, продаются за бесценок (особенно, если действуют законы рынка, когда земля под зданием становится дороже самого здания) и сносятся. Такая ситуация весьма характерна для стран бывшего СССР, где далеко не все осознают ценность и уникальность исторических объектов.
В Лодзи решили дать шанс историческим зданиям обрести вторую жизнь. Например, поняли, что далеко не каждый хочет проводить время в безличных стеклянных торговых центрах, а предпочтет пойти в место, у которого есть прошлое, есть душа. А у многих бывших фабрик она есть.
Так, например, благодаря австралийским инвестициям появилась в Лодзи «Мануфактура», новая городская достопримечательность. В зданиях фабрики Израиля Познаньского, одного из местных промышленников, на которой более 6 тыс. человек занимались выделкой хлопчатобумажной ткани, возник торгово-культурно-развлекательный центр, крупнейший в Польше и Центральной Европе. В нем соединились современные формы с архитектурой фабричных корпусов XIX века. Здесь магазины известных брендов, 15 кинотеатров, арена лазерных игр, несколько музеев и театр. Благодаря изменению концепции только одного промышленного комплекса общей площадью около 110 тыс. кв.м, включающего около 300 концептуальных помещений, Лодзь становится одним из привлекательных туристических центров Польши.
Большинство зданий фабрики Познаньского, как и множество других старых индустриальных объектов города, были построены из кирпича с характерным ржавым цветом фасадов. Здания этого цвета выглядят весьма внушительно и доминантно, а потому являются одним из характерных признаков визуального облика Лодзи. Новые здания к ЭКСПО-2022, например, два многоэтажных здания проекта City Gate общей арендуемой площадью 40 тыс. кв.м также будут выдержаны в ржавой цветовой стилистике.
Умение продать идею
Роль города может иметь решающее значение. Лодзь спасали всей Польшей и даже всей Европой. После открытия в Лодзи специальной экономической зоны и благодаря хлынувшему потоку инвестиций из ЕС (откуда поступает львиная доля денег в обновление инфраструктуры) у города открылось второе дыхание.
В Лодзь пришли солидные инвесторы. Появились филиалы предприятий таких известных брендов, как Philips, Gillette, Dell, Fuji, Siemens, Wrangler, Levis и т.д. Как грибы после дождя при благоприятном инвестиционном климате росло количество малых и средних предприятий. В городе их сегодня более 100 тыс., примерно по одному на семь жителей. Товары, произведенные здесь, продаются и в Казахстане.
Возрождение постиндустриального наследия стало частью местной стратегии развития. Чтобы ее написать, город заключил контракт с McKinsey & Company, международной консалтинговой структурой, специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. Стратегия обошлась в 1 млн злотых (около 250 тыс. долларов). За пять лет действия документа в Лодзи было создано 40 тыс. рабочих мест.
Кроме того, местные власти, понимая, что для возрождения промышленных зданий и территорий нужны свежие решения, пригласили в 2006 году известного архитектора Роба Криера из Люксембурга. Его концепция по ревитализации центра города стала ноу-хау в градостроительстве.
Ревитализация в сегодняшней Лодзи – второе по популярности слово после самого названия города. Термин в дословном переводе означает «возвращение жизни» (от латинского re… — возобновление и vita — жизнь). В отличие от реконструкции, ревитализация – это щадящая форма преобразования промышленных объектов с изменением их функционального назначения. Она предоставляет возможность максимально использовать рекреационный потенциал заброшенных предприятий и территорий. «Ревитализация – это не ремонт, а намного больше, – подчеркивает президент Лодзи Кшиштоф Пионтковский. – Это создание пространства для жизни».
Помимо ревитализации, город уверенно смотрит в будущее, делая ставку также на креативные индустрии, бизнес-консалтинг и логистику. К примеру, Польша не так давно подписала контракт с Китаем о железнодорожной доставке китайских продуктов в Европу. Ее обеспечивает скоростной грузовой поезд по маршруту Чэнду — Лодзь, проходящему через территорию Казахстана.
Неважно, насколько та или иная идея является гениальной или вторичной, нужно правильно донести ее до целевой аудитории. Переосмысление промышленных территорий, которые были выведены из эксплуатации, или ревитализация, стала такой идеей в Лодзи. Как для внутреннего потребителя (президент города говорит, что «население с энтузиазмом приняло идею и обсуждает ее»), так и для внешнего. Налившись мускулами, Лодзь решил первым выставить свою кандидатуру в июне 2016 года на предоставление права на организацию ЭКСПО-2022. Девиз «City: Reinvented», то есть город, «созданный заново», был выбран с мыслью о его жителях, а также о сохранении культурного и исторического наследия и достояния. Затем открылось шестимесячное окно для выставления других кандидатур. Долгое время Лодзь являлся единственным официальным кандидатом, и казалось, что можно будет спокойно приняться за организацию мероприятия. Но в последний момент, неожиданно, как цирковой кролик из шляпы, выскочили сразу три кандидатуры. Да еще какие: известные всему миру американский Миннеаполис, аргентинский Буэнос-Айрес и бразильский Рио-де-Жанейро. Последняя кандидатура, правда, вскоре выбыла из-за непорядка в предоставленной документации. И все же на фоне оставшихся двух Лодзь, оригинальное название которого не каждый за пределами Польши сможет произнести (по-польски оно звучит примерно как «вуджь»), выглядит аутсайдером. Но это только на первый взгляд, поскольку у польского города как у конкурента есть неоспоримые плюсы.
Во-первых, устойчивость проекта гарантирует польское правительство. Чтобы провести выставку, будет выделено достаточное финансирование в размере 5 млрд злотых (около 1,1 млрд евро). Притом что уже через 2-3 года путем коммерциализации эти инвестиции должны себя окупить (в рамках типичного проекта win-win, от реализации которого все остаются в выигрыше).
Во-вторых, Польша имеет опыт в организации ряда престижных международных мероприятий, среди которых в последние годы были EURO — 2012, Чемпионат мира по волейболу — 2014, Всемирный день молодежи — 2016 (тогда в страну прибыл Папа Римский Франциск, а также 2б5 млн паломников со всего мира) и саммит НАТО в том же 2016 году.
В-третьих, место проведения выставки – центр города, в результате чего павильоны позже будут использоваться, например, в качестве офисов, квартир, точек обслуживания населения. Территория займет площадь в 25 га. Стоящие на ней старинные здания будут использованы и станут очередными визитными карточками ревитализации. ЭКСПО позволит «оживить» центр города, а посетители выставки увидят изменения, осуществляемые на «открытом пространстве».
В-четвертых, как пишет влиятельная польская Gazeta Wyborcza, США, чьим городом является Миннеаполис, не является членом Международного бюро выставок (МБВ), вышедшим из него по финансовым причинам. Неясно и с причинами политическими. Выделение денег на выставку требует согласия Конгресса. Миннеаполис расположен в штате Миннесота, а это один из немногих штатов, которые на последних выборах решительно поддержали Хиллари Клинтон. Кроме того, в свое время экс-президент Барак Обама поддержал кандидатуру Миннеаполиса. Это означает, что нынешний президент Дональд Трамп не должен быть энтузиастом в организации ЭКСПО-2022. Что же касается столицы Аргентины, то Буэнос-Айрес имеет огромные проблемы с преступностью, которая несравненно выше, чем в Европе. Здесь плачевное экономическое положение, в результате чего бездомные люди спят на улице, много наркоманов, часты нападения на туристов. В общем, города эти, если приглядеться, оказываются проблемными.
В-шестых, польское правительство и лодзинские власти (а в этой стране сильно развито местное самоуправление) очень хорошо ладят друг с другом в плане стремления к победе. Проведение ЭКСПО-2022 здесь называют национальным проектом, а Лодзь позиционируют не только как кандидата от Польши, но и от всей Центральной Европы.
В апреле 2017 года в Лодзи с визитом побывала делегация МБВ во главе с генеральным секретарем Висенте Лоссерталесом и, судя по реакции польской прессы, осталась довольна увиденным.
Отчет о визите и оценки Лодзи в качестве кандидата будет представлен на Генеральной ассамблее МБВ в июне 2017 года. Кто победит из кандидатов, станет ясно в конце ноября на заседании МБВ, где представители 169 стран будут голосовать за своих любимых.
Эдуард Полетаев, Алматы – Варшава – Лодзь
Окончание следует.
Источник: Total.kz