Пока население ЕАЭС не склонно рассматривать объединение с точки зрения своих личных выгод, считает главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Леся Каратаева.
После «запуска» Евразийского экономического союза и его расширения в информационном пространстве стало меньше негативных материалов о ЕАЭС, однако это не привело к автоматическому усилению позиций так называемых «евразо-оптимистов». И связано это с тем, что последние не способны предложить эмоционально наполненное осмысление евразийской интеграции. Об этом на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», посвященном социальному измерению евразийской интеграции, говорила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК доктор исторических наук Леся Каратаева.
«Информационные сообщения, отображающие тематику евразийской интеграции, либо формируются в формате дайджеста о состоявшемся на высоком или высшем уровне мероприятии, либо отображают статистику макроэкономических показателей. В результате такого подхода происходит смещение приоритетов при оценке гражданами выгод и недостатков от интеграции», — отметила Леся Каратаева.
В подкрепление своего тезиса эксперт привела данные социологических замеров, проводимых КИСИ на протяжении 3-х лет и посвященных оценке гражданами Казахстана евразийской интеграции. «В ходе исследований обнаружились два интересных момента. Во-первых, подавляющее большинство респондентов выступали в поддержку участия Казахстана в интеграционных проектах. Главные аргументы выражены фразами: «невозможность выжить в одиночку» и «интеграция – импульс к экономическому развитию и процветанию». По мнению Каратаевой, такие ответы отражают результаты 20-летней политики продвижения интеграции как принципа построения международных отношений.
Вторым результатом исследования Леся Каратаева указала то, что «оценивая непосредственно евразийскую интеграцию, респонденты апеллировали к тем же макроэкономическим факторам – расширение рынка сбыта для отечественного производителя, рост торгового оборота, снятие таможенных преград и так далее». Это, по ее мнению, говорит о том, что опрошенные не склонны оценивать интеграцию сквозь призму своих личных выгод.
Еще одним «больным местом» в формировании позитивного восприятия евразийской интеграции у рядовых граждан, с точки зрения эксперта, является слабость связей между населением стран ЕАЭС. Как отметила Леся Каратаева, «потенциал дружеских коммуникаций на евразийском пространстве традиционно формировался за счет трех факторов: наличие родственных связей между гражданами стран-участниц, образовательная привлекательность и внутриевразийский туризм. При этом фактор образовательной привлекательности постепенно снижается, а внутриевразийский туризм так и не реализовал свой потенциал. В то же время сейчас возросла значимость фактора трудовой миграции, вокруг которой в неофициальном информационном пространстве формируется много мифов и негативных стереотипов».
Подводя итог анализу восприятия ЕАЭС рядовым населением, эксперт отметила дефицит информации, отображающей личный позитивный опыт использования преимуществ интеграции. По мнению Каратаевой, сегодня «не хватает воодушевляющих историй. Очевидно, что генерация таких месседжей командами специально подготовленных блогеров будет иметь негативный эффект. Остается призвать граждан не стесняться и делиться историями своего успеха, интересными наблюдениями и позитивными впечатлениями, приобретенными на пространстве евразийской интеграции».
Источник: Сетевое издание «Zakon.kz»