Страны ЕАЭС смогут преодолеть технологическое отставание, если главным экономическим фактором станет человеческий капитал. Государство, наука, университет – эта триада должна стать основой научно-технического сотрудничества на евразийском пространстве. Такие мнения прозвучали в Алматы в ходе очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии».
Замкнутый круг
«Реальная ситуация в Казахстане такова: надо исходить из того, что ресурсы кончаются, либо перестают быть нужными. Великобритания отказалась с 2040 года от выпуска автомобилей на бензине и дизельном топливе. Есть перспектива того, что резко уменьшится потребление нефти в мире. Государства понимают это, поэтому ставку делают на новое производство. Мир не ждет Казахстан, мир производит. Как с ним конкурировать? Только технологиями, а у нас технологий практически нет», – отметил в ходе дискуссии директор палаты предпринимателей Алматы Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Юрий Тлеумуратов.
Он констатировал, что с каждым годом скорость внедрения инноваций ускоряется. В результате, пока отечественные специалисты разрабатывают новые технологии по примеру коллег из ведущих научных центров, иностранные разработчики уже успевают внедрить свои разработки, а иной раз и перейти уже на технологии следующего поколения. «Бизнесу проще не рисковать, используя наши новые технологии, а взять те зарубежные, которые уже показали результат в мире, которые действенны», – объяснил подход предпринимателей Ю. Тлеумуратов. По его мнению, одной из серьезнейших проблем остается недостаточное финансирование науки: «Замкнутый круг получается: нет технологий из-за того, что не поддерживаем ученых, а не поддерживаем ученых, потому что никто не покупает технологии, которые они разрабатывают».
Как отметила независимый политолог и публицист Айгуль Омарова, несмотря на отставание в технологиях, в Казахстане сильная научная школа, есть немало талантливых ученых, но они не всегда востребованы: «Далеко за примером ходить не надо. Мой родственник закончил мехмат в Новосибирском университете, а сейчас трудится в международной компании в Лондоне, потому что три года не мог здесь найти работу. Есть у нас люди, которые могли бы продвигать и науку, и новые технологии, но их приглашают к себе зарубежные компании, предлагая достойные условия труда».
Айгуль Омарова и еще один участник дискуссии Сергей Козлов
О том, что в стране есть высококлассные специалисты, говорил и президент ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», член общественного совета при МИД РК Шавкат Сабиров: «Я видел, как наши специалисты, казахстанцы, создают оборудование двойного назначения. У нас не сертифицируют излучатели, мне пришлось договариваться с Томским институтом оптики и атмосферы, чтобы они сертифицировали излучатели made in Kazakhstan. У нас даже в кодах закона не указано, что вообще существует данный продукт. Кто сочинял, тот, видимо, думал: да в Казахстане никогда не будут его делать, нам это не надо, вот трусы или носки пошить – это да, это мы можем, а на оборудование измерительное даже кодов нет».Оратор признал, что специалисты есть не во всех областях. Так, например, для создания киберщита – специальной системы, защищающей от угроз в киберпространстве, а также создания собственного программного обеспечения требуется помощь. По мнению Ш. Сабирова, обучить казахстанских специалистов и оказать консультативную помощь могли бы российские коллеги. Ведь Россия – не только партнер Казахстана по ЕАЭС, ОДКБ и СНГ, но еще и один из мировых лидеров в этой области.
Шавкат Сабиров (справа) и Сергей Домнин
Интеграция науки
У казахстанских и российских ученых исторически сложилось тесное взаимодействие во многих областях. Один из примеров привел Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане». Он рассказал о совместной деятельности на базе двух алматинских обсерваторий. «До трети сотрудников обеих казахстанских обсерваторий – это российские ученые. Казахстанские, в свою очередь, постоянно ездят в Москву, в Российскую академию наук. Фактически речь идет о плотной интеграции. Отечественные ученые говорят, что они без россиян наладить научную деятельность не смогли бы, как и реанимировать обсерватории, которые долгое время были в плачевном состоянии. Россияне утверждают, что без казахстанских обсерваторий они не могут полноценно осуществлять свои программы и исследования. Группа российских ученых постоянно живет в алматинских горах. Это, на мой взгляд, классический пример научно-технического сотрудничества, интеграции науки», – рассказал журналист.
Казахстан сегодня ставит перед собой большие амбициозные цели, одна из них – переход от сырьевой экономики к экономике знаний. От того, насколько быстро страна сможет развить отечественную науку, диверсифицировать и модернизировать экономику, зависит, удастся ли ей войти в тридцатку самых конкурентоспособных стран мира. Поэтому во внешнеполитической деятельности Казахстана большое значение придается укреплению международного взаимодействия в сфере науки, технологий и инноваций.
Интеграция в научно-технической сфере уже идет. Так, Евразийская экономическая комиссия начала активную работу по формированию единого цифрового промышленного пространства ЕАЭС. Считается, что страны-участницы имеют высокий потенциал для создания цифровых экономик. Существует мощная база в сфере разработки программного обеспечения. Также стоит отметить, что, по данным информационных ресурсов Thomson Reuters, доля стран ЕАЭС в мировом документопотоке увеличивается. Углубляется научно-техническое сотрудничество в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.
В ЕАЭС на сегодняшний день создано уже 12 приоритетных евразийских технологических платформ. Недавно президент России Владимир Путин, выступая на церемонии открытия форума «Один пояс – один путь» в Пекине предложил создать в Евразии крупные международные научные центры совместного пользования. Он отметил, что «качественная интеграция возможна только с опорой на мощный человеческий капитал». То есть научно-техническое сотрудничество имеет принципиальное значение для развития евразийской экономической интеграции и реализации национальных интересов государств-членов ЕАЭС и СНГ. Именно достижения науки и технологий определяют уровень конкурентоспособности государств, укрепляют национальную безопасность и расширяют возможности повышения качества жизни людей.
Вузы в помощь
Большую роль в этом процессе могут сыграть вузы, уверена профессор кафедры международных отношений и мировой экономики факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби, директор Евразийского научно-исследовательского центра Галия Мовкебаева. «Государство, наука, университет – эта триада должна стать основополагающей в нашем сотрудничестве на евразийском пространстве. В этом плане университеты могут многое сделать. Есть сферы, где вузы так или иначе задействованы и могли бы в них широко присутствовать. Например, это космическая промышленность, аграрный сектор, – отметила профессор. – Но сегодня больше развиваются двусторонние связи, скажем, между Россией и Казахстаном или между Казахстаном и Беларусью. Хотелось бы, чтобы на основе сотрудничества возникли эффективные научно-исследовательские, инновационные консорциумы, которые решали бы большие стратегические задачи».
Как рассказала Г. Мовкебаева, с 2014 года в Казахстане существует практика создания инновационных структур, когда университеты объединяются с исследовательскими центрами. Например, Казахский национальный университет им. аль-Фараби и республиканское государственное предприятие «Гылым Ордасы», Казахский национальный технический университет и Казахско-Британский технический университет с научно-технологическим центром «Парасат», Казахский национальный аграрный университет с институтом «КазАгроИнновация». «Кроме того, с 2011 года КазНУ заявил о себе как об исследовательском университете, при нем существуют более 30 НИИ, бизнес-инкубаторы, малые предприятия. Также на высоком уровне работают Евразийский национальный университет имени Гумилева, Назарбаев-университет, который сразу заявил о себе как об инновационном университете. Что касается финансирования, к сожалению, финансирование исследовательских проектов сокращается, соответственно, уменьшается их число», – констатировала профессор Г. Мовкебаева.
Галия Мовкебаева, Адиль Каукенов
При этом она отметила хорошие межвузовские связи между постсоветскими государствами. Этому способствуют также сетевой университет СНГ, в число участников которого входят 27 вузов стран постсоветского пространства, Университет ШОС, функционирующий как сеть уже существующих университетов в государствах-членах организации и странах-наблюдателях. «Необходимо поддерживать реализацию приоритетных проектов, направленных на результат, на обучение кадров и развитие научно-технического потенциала, увеличение финансирования, поощрение инвестиций, развитие образовательного сотрудничества, организацию эффективного обмена информацией, создание единой базы данных ученых Евразии с указанием их приоритетных направлений исследований, патентов, научно-технических разработок и проектов. Также необходимо развивать межуниверситетские сети, учиться у зарубежных развитых стран. Например, в Японии те компании, кто вкладывается в инновационные проекты университетов, платят налогов гораздо меньше», – озвучила свое виденье того, как развивать человеческий капитал на евразийском пространстве Г. Мовкебаева.
Главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин также считает развитие человеческого капитала одним из способов догнать развитые страны: «СССР и мы, как его наследники, опоздали в третью индустриальную революцию. Но мы еще можем успеть в четвертую, где протекционистские инструменты будут уже не столь эффективны, где знания, человеческий капитал – главный экономический фактор, позволяющий включаться в те звенья цепочки добавленной стоимости, где эта добавленная стоимость максимально высока. Для этого нам нужно обеспечить опережающее развитие образования, модернизировать здравоохранение, создать высокий уровень урбанизации, повысить качество локальной инфраструктуры».
___________________
Фото А. Мурзанова
Источник: Ритм Евразии