27 октября 2017 года в Астрахани состоялся Международный круглый стол-видеомост «Каспийский регион: межэтническое разнообразие и взаимодействие» в рамках работы международной научной конференции: «Астраханские Петровские чтения. Россия – Астрахань – Восток: интегральное взаимодействие» (к 300-летию образования Астраханской губернии)» (Девятое заседание Каспийского экспертного клуба). Организаторами мероприятия выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» и телеканал «Астрахань 24» и исторический факультет Астраханского государственного университета.
Спикеры и участники мероприятия обсудили вопросы значения Каспийского региона как уникальной историко-географической зоны межэтнических и межкультурных взаимодействий; рассмотрели миграционные тенденции в Каспийском регионе; обозначили факторы влияния на развитие межэтнических отношений в регионе; затронули вопросы борьбы и профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
Каспийский регион — окраина или центр глобальных политических процессов?
Один из модераторов круглого стола Андрей Сызранов открыл его работу: «Каспийский регион уникален как особая историко-географическая зона тысячелетних межэтнических и межкультурных взаимодействий. Традиция диалога цивилизаций и культур в Прикаспии — основа для стабильных международных отношений в настоящем и будущем. Для Каспийского региона издавна было характерным широкое разнообразие цивилизаций, культур и религий. Всю историю региона определяли взаимоотношения между севером и югом, западом и востоком. Империи и цивилизации оставили свой след на берегах Каспия. По северному и южному Прикаспию в древности и средневековье был проложен Великий Шелковый путь из Азии в Европу, по которому шла активная торговля между Востоком и Западом».
Виктор Викторин, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета, председатель Учёного совета Астраханского краеведческого музея, кандидат исторических наук (г. Астрахань, Российская Федерация) в своем выступлении подчеркнул, что в Прикаспии сегодня проживают представители 200 этнических общностей и четырех основных конфессий. «При этом, — отметил он — Прикаспийский регион — регион «заштатный», ничего не решающий в главных мировых событиях, но все мировые события так или иначе на нем замкнуты».
Али Гаджизаде, руководитель проекта «Большой Ближний Восток», политолог (г. Баку, Азербайджанская Республика), приветствуя экспертов и участников дискуссии, согласился с тем, что Прикаспийский регион нельзя сравнивать со Средиземноморьем, Персидским заливом или Балтийским регионом. Но процессы, которые протекают в других регионах или глобальные процессы, так или иначе затрагивают Каспийский регион, Каспийские страны. Другое дело, что у каждой страны есть свои интересы, и они не всегда могут совпадать с интересами соседей по Каспию или сопредельными государствами, не являющимися прикаспийскими. Однако это — не повод для раздора, а повод для дискуссий и новых вариантов отношений.
Заместитель начальника управления, начальник отдела по общественным и религиозным объединениям Управления по связям с общественностью Администрации г. Астрахань Андрей Никольский (г. Астрахань, Российская Федерация) в своем выступлении отметил, что Каспийский регион в перспективе способен выйти на первое место в плане геополитического развития в ближайшие 10 лет, и межкультурные процессы будут играть в этом не последнюю роль.
Эльдар Идрисов, заместитель директора по науке Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат политических наук (г. Астрахань, Российская Федерация) обратил внимание на то, что сегодня вообще сложно и методологически неверно выделять какие-то отдельные регионы и их место в современном мире. Сейчас все регионы завязаны друг на друге, чему способствуют интенсивные информационные процессы. Поэтому и миграцию нужно рассматривать не просто как перемещение из одного региона в другой, а изучать те процессы, которые происходят в регионах выхода мигрантов; потому что они так или иначе влияют на процессы регионов «входа».
И о религии нужно сегодня рассуждать не как о ценности, а как об инструменте. Ведь этничность и религия для современного человека часто выступают способом его мобилизации в обществе.
Современные миграционные тренды Каспийского региона
В работе круглого стола приняла участие Лидия Пархомчик, старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института (г. Алма-Ата, Республика Казахстан), очертив, на примере ситуации в Казахстане, региональные миграционные процессы и тенденции миграции стран Прикаспия. В частности, эксперт выделила два основных миграционных тренда Казахстана: отток населения после обретения независимости (преимущественно русские, украинцы) и запуск программы по возвращению этнических казахов на свою историческую родину. Кроме того, на примере региона Мангистау эксперт показала особенности региональных миграционных обменов. Лидия Прархомчик обратила внимание, что количество случаев иммиграции не из России и не Узбекистана уменьшается с каждым годом, Россия и Казахстан в плане межэтники остается в большей связке, чем другие соседи по Каспию.
Замир Каражанов, политолог, главный редактор Информационно-аналитического центра «Caspian Bridge» (г. Алма-Ата, Республика Казахстан) выделил следующие современные миграционные тенденции в Каспийском регионе: 1. За годы независимости сложилась своя модель межнационального мира на постсоветском пространств, которая обеспечивает стабильность и в Прикаспии. 2.Социальная инфраструктура государств не поспевает за миграционными процессами, что может порождать конфликты в регионе притока мигрантов, дестабилизировать обстановку. 3. Внутрирегиональные связи очень слабые на фоне активного развития двухсторонних отношений всех стран региона с Россией. 4. Эксперт также затронул проблему правового режима пересечения границ, констатировав, что этот вопрос хорошо решен только между Россией и Казахстаном как странами Таможенного союза. 5. Специфика языковой среды — русский язык как язык межнационального общения на постсоветском пространстве, с одной стороны, и тюркские языки как государственные для большинства стран Каспия, с другой, — создает комфортную среду для увеличения миграционных потоков и миграционных обменов в Регионе. 6. Серьезной проблемой для трудовой миграции на Каспии является недиверсифицированность региональной экономики. Решение этой проблемы будет способствовать интенсификации культурных обменов, повлияет на качество жизни граждан: «Каспий — это хорошая бизнес-площадка, поэтому необходимо решать вопросы инвестиционной привлекательности, комфортного ведения бизнеса в наших странах. Нужно создавать условия для миграционного потока, который положительно будет влиять на развитие региона».
Продолжил тему миграционных трендов в регионе, Ильгар Велизаде, глава клуба политологов «Южный Кавказ» (г. Баку, Республика Азербайджан). Спикер подчеркнул, что каждый регион интересен своими специфическими особенностями. «То, что происходит в нашем регионе, имеет актуальность для сопредельных регионов. Каспийской море сегодня объединяет территории прикаспийских государств, на которых проживает непосредственно около 20-22 млн. человек. Это серьезный ресурс. Это регион, который объединяет другие регионы: Азия, Центральная Азия, Средне-Восточная Европа через реализацию проекта Север-Юг, маршрута Восток-Запад и Юг-Запад, объединяющие Китай, Европу, страны западной Азии». Сегодня активно формируется региональная транспортная сеть, которая может способствовать экологии, инвестициям, созданию общей транспортной, портовой инфраструктуры. В рамках этих процессов трудовую миграцию следует рассматривать как позитивное явление. Эксперт также отметил важность сотрудничества с другими, некаспийскими государствами: «Время, когда региональные державы замыкались на себе, прошло. Необходимо стимулировать привлечение внерегиональных игроков, правильно привлекать некаспийские государства. Предлагать им собственную инфораструктуру, и и это может принести прибыль и помочь развивать отношения между нами».
«Треугольник Христа, Будды и Магомета»: межконфессиональные контакты в Прикаспии
Начальник отдела по работе с религиозными организациями Управления по внутренней политике Администрации Губернатора Астраханской области Олег Попов (г. Астрахань, Российская Федерация) подчеркнул, что Прикаспийский регион является регионом, где очень тесно переплелись религиозные контакты, этнические. «Для нашего региона характерна также конфессиональная миграция. Что сопряжено не только с положительными моментами, но также и с рисками. Ведь такой тип миграции привлекает в Регион и те верования, которые для него не являются традиционными. Всех нас волнуют те процессы, которые влекут угрозу религиозного экстремизма». Эксперт уделил большое внимание сотрудничеству стран Региона в сфере борьбы с религиозным экстремизмом».
В вопросе объединения усилий по профилактике радикальных религиозных идей эксперта поддержал Замир Каражанов, предложив создать в будущем Межконфессиональный форум Прикаспийских стран, который будет призван объединять усилия Прикаспийских государств в борьбе с экстремистскими религиозными течениями. Все эксперты и участники встречи поддержали эту идею. В частности, А. Сызранов подчеркнул, что обеспечить региональную и национальную безопасность возможно только на основе комплексной системы совместных мер, направленных на профилактику, предотвращение, разрешение конфликтов (межэтнических, социальных, политических, межконфессиональных) в регионе.
В завершение круглого стола участники выразили полное удовлетворение от встречи и резюмировали, что для жителей Прикаспия, «каспиян», важно чувствовать единство. Для этого необходимо более тесное сотрудничество прикаспийских государств для проведения согласованной политики в регионе, выработка необходимых регламентирующих документов, содействие формированию общих подходов государств региона к международным проблемам, налаживание координации действий на мировой арене.