роцессы глобализации и интернационализации образования, затрагивающие в той или иной степени большинство государств мира, не обошли стороной и постсоветское пространство. Много дискуссий вызывает вопрос, соответствуют ли контент и качество высшего образования современным запросам работодателей? Тем более, что приоритеты образовательных систем стран Евразии стали заметно отличаться друг от друга.
На заседании экспертного клуба «Мир Евразии» с маштабным названием «Просвещенные люди Евразии. Модернизация образования: традиции и тенденции развития, факторы качества и эффективности», казахстанские преподаватели вузов, политологи, социологи, философы, историки, PR-специалисты и журналисты обсудили много актуальных тем. Одной из них стала тема причин того, почему значительное количество казахстанской молодежи предпочитает российское образование казахстанскому. По данным Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, в 2016 году количество казахстанских студентов в российских вузах превысило 70 тыс. человек. При этом действует система квот Россотрудничества для поступления выпускников казахстанских школ в данные вузы. «Хотя власти приграничных областей Казахстана время от времени выражают озабоченность по такому оттоку молодежи, чего-либо существенного взамен они предложить пока не могут», — заметил директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
Может быть, дело в том, что за казахстанской системой образования закрепился негативный информационный фон? Об этом часто напоминали эксперты на заседании клуба. Хотя важным пунктом оценки системы образования и его качества является экономическая составляющая. Об этом напомнила руководитель представительства КИСИ при Президенте РК в Алматы Мадина Нургалиева. «Речь идет о затратах государства на науку и образование. По тому, сколько государство вкладывает в систему образования, можно предположить и оценить ее потенциал, эффективность», — сказала она. Согласно данным, приведенным экспертом, с 2016 года фиксируется рост затрат на образование, что связано со стартом работы государственной программы развития образования и науки, рассчитанной на 2016-2019 гг. За 2016 год расходы государственного бюджета на образование составили 1,6 трлн. тенге или 18% от всего государственного бюджета. Сфера образования стоит на втором месте в рейтинге расходов после социальной помощи и соцобеспечения (21%). На третьем месте здравоохранение (11%), на четвертом транспорт (8%).
Сергей Домнин, главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» думает, что значимая часть тех казахстанских абитуриентов, кто едет поступать в российские вузы, имеют также миграционные цели. При этом также привел цифры, на этот раз сравнивающие российские и казахстанские образовательные продукты. В частности, по данным Высшей школы экономики, в 2016 году рынок образовательных услуг в России составлял 30 млрд. долларов, а в Казахстане в 2014 году всего около 350 млн долларов. «Уточню, что речь идет о высшем образовании, потому что школьное и дошкольное образование – это не вполне рыночные сегменты, — подчеркнул эксперт. — Разрыв, который мы видим больше той 10-кратной разницы, к которой мы привыкли, когда сравниваем российский и казахстанский рынки. Российский рынок получается в сто раз больше, а, значит, априори там больше продавцов, длиннее линейка услуг и цен.
Я сравнил, сколько стоит учиться в России и Казахстане. Понятно, что сравнивать КазНУ и, допустим, МГИМО – это не совсем релевантно. Если человек едет учиться в Москву, ему придется дополнительно много денег потратить, чтобы жить. Но если житель казахстанской провинции, скажем, Павлодара или Усть-Каменогорска, выбирает между, например, Евразийским национальным университетом им. Гумилева и Новосибирским государственным университетом, то набор его затрат примерно идентичен. Востребованная специальность: информационно-вычислительные технологии. По данным на текущий год, за семестр в НГУ год обучения стоит 1970 долларов, в ЕНУ 2110 долларов. Еще одна востребованная специальность — востоковедение: в НГУ 2005 долларов, в ЕНУ 2083 доллара. Цены, как мы видим, сопоставимые; казахстанские вузы не могут предложить образование дешевле притом, что бренды и качество услуг в России в среднем выше, чем у нас. По недавнему рейтингу региональных вузов, представленному QS, у НГУ второе место после МГУ на постсоветском пространстве, а у ЕНУ – 24-е место».
«Российское образование давно стало заметным фактором миграции из Казахстана, — заявил Чеботарев. — Оно привлекает уровнем своей доступности, качества и, более того, дальнейшими перспективами. Многие молодые люди, особенно из приграничных областей, после учебы остаются в России, обустраиваются, а потом к ним подтягиваются их родители и другие родственники. Кстати, в Казахстане действуют филиалы шести вузов России, включая МГУ им. М.В. Ломоносова. Однако про них практически ничего не слышно с точки зрения привлекательности для потенциальных абитуриентов, карьеры выпускников и т.п. Россия довольно слабо работает на нашем образовательном поле».
При этом, по мнению политолога, увеличение численности филиалов российских вузов в Казахстане и уровня привлекательности их учебных программ вполне может стать фактором снижения молодежной миграции в Россию. Этот вопрос тоже можно изучить в рамках развития евразийской интеграции.
В свою очередь, Сергей ДОМНИН, главный редактор делового журнала «Эксперт-Казахстан» привел мнение ректора казахстанского университета Нархоз Кшиштофа Рыбиньски, который, по словам Домнина, выказал большую тревогу по поводу казахстанских позиций в сфере образования в контексте евразийской интеграции: 20 тысяч человек ушли с нашего рынка на российский в том числе из-за ЕНТ. «Может быть, ЕНТ — это важный сдерживающий фактор для многих, кто поступает в казахстанские вузы? – задался вопросом Домнин. — Логично его применять для распределения грантов, но если у человека есть деньги на учебу в вузе, то нелогично его ограничивать, фактически выталкивая людей на другой рынок. Даже если человек не хочет и не будет учиться, а готов платить, то пусть уже он эти деньги оставит здесь».
Аманжол СМАГУЛОВ
Источник: Информационно-аналитическое издание «Контур»