Освоение целинных и залежных земель во многом можно назвать предтечей евразийской интеграции. Несмотря на перегибы на местах, именно тогда началось перемещение трудовых ресурсов между республиками СССР, сформировалась общая транспортная система и непосредственно зерновые рынки. В экспертном клубе, организованном казахстанским общественным фондом «Мир Евразии» и центром геополитических исследований «Берлек-Единство» из Башкортостана, вспомнили, как осваивалась целина в Казахстане, и оценили значение этого проекта.
Масштабы проекта не имели аналогов в мире
Напомним, 63 года тому назад, в 1954-м году началось освоение целинных и залежных земель. Это грандиозный социально-экономический проект, аналогов которому не было в мировой истории. В результате за 6 лет, по данным на 1960-й год, было освоено 41,8 млн. гектаров (в Казахстане 25,5 млн. га и 16,3 млн. га в России). То есть в авангарде освоения земель был Казахстан.
Только в Казахстане было создано 337 совхозов, порядка 300 тыс. человек, а это население крупного города, получили квартиры в новостройках. Всего в программе было задействовано 1,7 млн человек, на нее было выделено 21,1 млрд. советских рублей.
«Именно в эпоху освоения целины началась история превращения Казахстана и России в крупные хлебные державы. Сегодня же пахотные земли двух стран занимают территории, равные площадям как минимум нескольких европейских государств. Дружественные государства обеспечивают зерном не только свое население, но и продают его на экспорт», — говорит политолог Эдуард Полетаев.
В 2017 году в Казахстане хлеборобами было получено более 22 млн тонн зерна. А Россия сейчас может стать мировым лидером по экспорту зерна, обойдя США как главного мирового экспортера пшеницы. Она уже побила абсолютный рекорд времен СССР (в 1978 году было собрано 127,4 млн тонн). В 2017 году урожай зерновых составил около 140 млн тонн, из них 88 млн тонн — это пшеница.
Между тем, освоение земельного фонда СССР несколько десятилетий назад началось в условиях послевоенного времени, фактически без предварительной подготовки инфраструктуры.
Целина – это не только энтузиазм
Вообще советская система управления трудовыми ресурсами характерна тем, что она нерыночными методами перемещала гораздо большее количество людей с одной территории на другую. По данным за 1979 год, 21% населения или 55 млн человек жило за пределами своих национально-государственных образований. Использовались такие инструменты как оргнабор, призыв, система распределения выпускников вузов.
Есть такой исторический факт: около 27 тысяч человек русскоязычных жителей Китая в 1954 — 55 гг. прибыли на целину. Было решение советского правительства о льготном выезде в СССР.
«Не все, конечно, оценивается однозначно с позиции сегодняшнего дня. Считается, что много было допущено ошибок и просчетов в условиях кампанейщины, внедрения не совсем верных методов освоения земли. Даже солончаки в свое время вспахивали, на которых ничего не росло, потому что бежали за цифрами. Но эта работа оправдала себя, вселила в людей веру в будущее, накормила страну, дала шанс огромному количеству людей из «поколения безотцовщины» создать семьи, начать жизнь с чистого листа», — говорит Эдуард Полетаев.
Кроме того, целина – это не только голый энтузиазм. Людям платили подъемные. Им обеспечивали бесплатный проезд с имуществом к месту вселения, суточные на время пути. Единовременное денежное пособие составляло 200 рублей на главу и 100 рублей на члена семьи. Кроме того, предоставлялся кредит на постройку дома на 10 лет в размере 1 тысячи рублей (из него треть суммы государство брало на себя), а также на приобретение скота на 3 года в сумме 1,5 тысячи рублей. Это было до денежной реформы 1961 года, но и по тем временам деньги были неплохие, особенно для тех, кто приезжал с Украины и России, с тех регионов, где еще недавно была война. Что помогало многим молодым людям вырваться из нищеты. В совхозах платили приличные деньги и выдавали крестьянам паспорта.
«Эти социальные выплаты созвучны с нашими реалиями, когда специалистам, изъявившим желание ехать на север Казахстана, в село,
предоставляются определенные льготы по месту прибытия», — сравнивает Эдуард Полетаев.
На целине был созданы передовые для того времени стандарты сельской жизни. Новые поселки по новым правилам строения возводились с широкими улицами, большими домами, они не были похожи на прежние традиционные деревни. Большую лепту в этом плане внесла жившая на севере Казахстана немецкая диаспора.
Целина дала начало производственным цепочкам
Алексей Чекрыжов, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов геополитического центра «Берлек-Единство» также считает, что одним из неоспоримых плюсов масштабного возделывания земель является то, что этот период обусловил мультипликативный эффект в экономике Казахской ССР.
С 1953 по 1958 год в республику прибыло 650 тысяч специалистов, из них 1,5 тысячи учителей, 50 тысяч строителей, но наибольшая часть из новоприбывших работников, разумеется, приходилась на механизаторов и специалистов сельского хозяйства.
Что не менее важно, именно 1950-60-е годы прошлого века, по сути, и стали основой современного взаимодействия субъектов сельского хозяйства России и Казахстана, равно как и сотрудничества государств в других отраслях.
«Освоение целины – это не просто возделывание залежных земель. Я точно знаю, что именно в этот период истории в северной части Казахстана, Оренбургской области, Башкортостане по нужды целины была сформирована действующая по сей день основа транспортной системы», — говорит Алексей Чекрыжов.
Многие производственные цепочки, существующие сегодня между предприятиями в регионах России и в северных областях Казахстана, выстраивались именно в период освоения целинных земель. Промышленность КазССР, в том числе сельскохозяйственная, была ориентирована на современные российские регионы Урало-Поволжья, Южной Сибири, и наоборот.
«Сегодня производственная кооперация резидентов двух стран, конечно, видоизменилась, но история её становления связана, в том числе со «строительным бумом» и сопутствующей индустриализацией этих территорий России и Казахстана в период освоения целины.
Производственные цепи, которые разорвались 25 лет назад, сейчас восстанавливаются», — убежден эксперт.
По его мнению, взаимодействие в АПК и сельском хозяйстве в современных России и Казахстане, в частности, в северных регионах Казахстана, а также республиках и областях Поволжья, Урала, в определенной степени обусловлено общим опытом освоения целины.
Насколько в Башкортостане, которая считается и нефтяной, и аграрной республикой РФ, актуально развитие сельского хозяйства, настолько это актуально и для Северного Казахстана. «У нас проводится множество двусторонних встреч с казахстанским бизнесом. И традиционные темы взаимодействия такие: нефтегазовая отрасль, логистика и транспорт – строительство магистральных коридоров, и, конечно, сельское хозяйство. Большинство из этих аспектов сотрудничества было заложено еще в советский период», — говорит Алексей Чекрыжов.
Интересно также то, как относится молодежь к освоению целины. «Как мне кажется, молодые люди не осознают масштабов этого периода истории – то, как можно сотни тысяч людей собрать в одном месте на реализацию какого-то крупного проекта общегосударственной важности в течение десятилетия. Они живут в современной реальности, когда каждый сам за себя. Отношение к общему наследию наших стран и должно складываться из того, что это подвиг», — считает башкирский эксперт.
Продбезопасность и традиции
Лайла Ахметова, директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби думает, что целину надо рассматривать в связи с периодом оттепели в СССР. «Произошел демонтаж сталинской эпохи, прекращены поиски внутреннего врага. Появился тезис Никиты Хрущева во внешней политике о мирном сосуществовании», — напоминает она.
Тем не менее, простое расширение земель и объемов производства, по ее мнению, содержало в себе крупные просчеты и ошибки. «Примат экстенсивности означал, что модернизация сельского хозяйства была во вторую очередь в то время, как в основном мире происходили зеленые революции. Освоение целинных и залежных земель требовало колоссальных средств. Другие отрасли лишались финансирования в пользу целины. Это сдерживало рост благосостояния народа», — считает она.
Это дело осуществлялось без детального учета, без достаточного объема знаний. Не знали почву, климат, наличие водных ресурсов. Привлекали городскую молодежь, незнакомую с селом.
«Массовый приток городской молодежи с ее динамизмом и раскованностью существенно ослаблял влияние местных традиций, в том числе и патриотического воспитания. Вошло в оборот название «целинник», а «Казахстан» и «казахи» отходили на второй план», — говорит Лайла Ахметова.
Освоение целины и индустриальная стройка привлекли 2,5 млн молодежи, и это в корне изменило демографическую структуру северного и центрального Казахстана. Перепись 1959 года показала, что в КазССР казахов стало всего 30%.
В то же время, плюсы также были несомненными и определили новую историю страны. «Электрификация сел, строительство дорог, водопроводы. Казахстанский север был модернизирован», — перечислила Лайла Ахметова.
Одно из завоеваний тех лет – бурное развитие крупного завода сельскохозяйственного машиностроения «Целинсельмаш» в Целинограде, который стал производить сельхоз оборудование для всего СССР, а также экспортировал его за рубеж. Кроме того, в 1956 году был создан Казахский научно-исследовательский институт зернового хозяйства, затем ставший Всесоюзным НИИ зернового хозяйства им. А.И. Бараева (ныне Научно-производственный центр зернового хозяйства имени А.И. Бараева).
Освоение целины снимало с повестки проблему снабжения. Излишки зерна стали продавать. Мы вышли на уровень США, Аргентины и других стран. Казахстан после целины стал производить твердые сорта пшеницы. В целине национальная и продуктовая безопасность всех 26 лет независимости.
«Я считаю, что гораздо больше плюсов было. Но последние два десятилетия мы привыкли камнями закидывать советское прошлое. Я считаю, что не было бы целины, не было бы продовольственной безопасности суверенного Казахстана», — резюмирует эксперт.
Сабина Мурзаева
Источник: «Аргументы и Факты в Казахстане»