Казахстанские эксперты считают, что надо больше говорить о трудовой миграции как явлении, предоставляющем возможности для экономического развития
Миграционная подвижность населения стран Евразии довольно высока, чему способствуют наличие безвизового пространства между большинством государств СНГ, различия в уровнях экономического и демографического развития, сохранение хозяйственных связей и общего менталитета, культурно-исторические причины. Трудовая миграция является одним из важнейших факторов интеграционных процессов на Евразийском пространстве, поскольку вопросы труда и заработка важны для миллионов семей. Об этом рассуждали казахстанские участники экспертного клуба, организованного в г. Алматы общественным фондом «Мир Евразии» на тему «Единый рынок труда и развитие интеграционных процессов в сфере миграции: тенденции и новые возможности».
Политолог Эдуард Полетаев напомнил, что президенты Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин договорились в Челябинске в ноябре 2017 г. на XIV форуме межрегионального сотрудничества проработать вопрос внедрения в рамках ЕАЭС системы унификации требований к квалификации, знаниям и умениям работников, создания единой интегрированной Евразийской электронной биржи труда.
«Создание единого рынка труда становится мощным импульсом для промышленного роста государств Евразии, появления новых рабочих мест и, как следствие, увеличения занятости населения, — отметил Полетаев. — Данная тема приобретает особую важность в условиях стремительно развивающихся технологий, в том числе цифровых. Министры труда Казахстана и России Тамара Дуйсенова и Максим Топилин уже подписали меморандум о сотрудничестве. Речь идет о синхронизации процессов разработки профессиональных стандартов, создании интегрированной Евразийской электронной биржи труда и ускорения решения вопросов, касающихся пенсионного обеспечения».
Основным потребителем рабочей силы в ЕАЭС является Российская Федерация. По последним данным за 2017 год в стране работают порядка 13 млн трудовых мигрантов. Кроме того, ряд приграничных регионов используют свое географическое преимущество для сотрудничества в сфере труда и занятости. Территориальная близость, отлаженные механизмы и необходимая инфраструктура по организации проезда, проживания и работы позволяют расширить сферу регионального рынка труда с использованием трансграничных связей.
По мнению Полетаева, Казахстан среди стран ЕАЭС занимает уникальную позицию, одновременно являясь страной и принимающей, и экспортирующей рабочую силу. «Во многом это зависит от регионов. Если из северных приграничных областей Казахстана трудовые мигранты едут в соседние области России, то Алматы, Астана и западные области Казахстана являются мигрантопринимающими. Такие же страны, как Кыргызстан и Армения явно ориентированы в плане миграции своей рабочей силы на другие рынки. После снятия барьеров в ЕАЭС граждане Беларуси, Армении и Кыргызстана стали более конкурентоспособными при трудоустройстве в России и Казахстане. Им не надо получать разрешение на работу в отличие от мигрантов из других стран», — подчеркнул эксперт.
«Надо больше говорить о трудовой миграции как явлении, предоставляющем возможности для экономического развития, — заметила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Ирина Черных. — Что касается единого рынка труда ЕАЭС, то необходимо продвигать идею о том, что управление миграционными процессами – это индикатор. Он сигнализирует, насколько успешно происходит интеграция внутри интеграционного образования или все-таки имеется подмена понятий».
Проблемой для ЕАЭС с точки зрения трудовой миграции профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев называет отсутствие стратегического понимания того, насколько данная миграция нужна. «Когда мы читаем документы, тексты выступлений по теме, в них можно увидеть, что и в Казахстане, и в России, как мигрантопринимающих странах, наблюдаются противоречия. С одной стороны, говорится, что миграция необходима, фиксируется дефицит рабочей силы, с другой стороны, формируются мифологемы о необходимости защиты внутреннего рынка труда и прочие конструкты. Как это соотносится на стратегическом, союзном уровне?», — задался вопросом Бурнашев.
Еще одна проблема, по мнению профессора, лежит в юридической плоскости и порождает много путаницы. «Необходимо разделять трудовых мигрантов, передвигающихся внутри ЕАЭС и мигрантов внешних, — заявил эксперт. — Это принципиальный вопрос. Граждане стран ЕАЭС – это совершенно другая база регулирования миграции, иное попадание на рынок труда. Но мы применяем все те же термины, соответственно, отношение возникает то же самое. На бытовом уровне оно приводит к тому, что, допустим, гражданин Кыргызстана, который работает в России или Казахстане, неожиданно сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается гражданин Таджикистана. Какие-то неправомочные действия со стороны правоохранительных органов, непонимание органов трудоустройства, как оформлять его трудоустройство. Хотя этого не должно быть».
Участники экспертного клуба отметили, что с миграцией, как с ветряными мельницами, воевать контрпродуктивно. Надо адаптироваться к этому явлению. «В ЕАЭС часто критикуют миграцию, в ЕС тоже, — сказал политолог, главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замир Каражанов. — Но также мы видим, как миграция сплачивает страны, помогает интеграции. Например, значимая часть трудоспособного населения Кыргызстана зарабатывает за счет того, что участвует в трудовой миграции. Заработки обеспечивают не только доходы населению, но и помогают стране, пережившей две революции, в снятии социальной напряженности».
В свою очередь политолог, директор Центра китайских исследований CHINA CENTER Адиль Каукеноввыразил уверенность в том, что в странах ЕАЭС есть прекрасный плюс для трудовой мобильности. «Дело в том, что мы находимся в близком культурно-лингвистическом поле. Мигрантам легко адаптироваться, интегрироваться. Пусть даже они занимают не всегда престижную трудовую нишу. Но вопрос пока системно не проработан», — рассказал специалист по китайскому праву, приведя в пример Китай. — В этой стране сейчас нет массовой внешней трудовой миграции. Но сильна внутренняя. Есть городской Китай – богатый, процветающий, сильный. Но существует и деревенский Китай. Деревня осуществляет «внутреннюю колонизацию» (есть в Китае такое понятие) города, за счет чего идет прогресс».
Схожие процессы имеют место быть и в странах ЕАЭС. «Надо четче определить отношение к трудовой миграции, механизмы ее регулирования, — подчеркнул Каукенов. — Я считаю, что контроль не должен быть только со стороны силовых структур, ведь если мигранты легальные, то ими должны интересоваться организации, которые занимаются их интеграцией, профилактикой возможных правонарушений и т.д. Даже чтобы пользоваться единой Евразийской электронной биржей труда, некоторых мигрантов надо этому научить».
«В 1960-80-е годы иммиграционная политика ФРГ заключалась в массовом привлечении турецкой рабочей силы. Так появились гастарбайтеры, то есть гостевые рабочие. А сегодня гастарбайтеры — слово вполне русское, — резюмировал политолог Полетаев. — Можно сказать уже о том, что сформировалась евразийская миграционная система, имеющая свои характерные признаки. Поэтому экспертам необходимо чаще присматриваться к механизмам управления миграционными процессами».
Виктор САНЬКОВИЧ
Источник: Экспертный клуб «СИБИРЬ-ЕВРАЗИЯ»