Согласно оценкам экспертов ООН, к 2050 году численность населения мира по медианному прогнозу составит примерно 9,6 млрд. человек. Из них классических трудовых мигрантов будет примерно 0,5 млрд. Если же говорить обо всех категориях мигрантов, то их численность может превысить 3 млрд. То есть каждый третий житель Земли будет являться мигрантом.

В рамках ЕАЭС в одной только России трудятся, по разным данным, от 10 до 13 млн. мигрантов. И эта цифра может вырасти. Эффективность политики по управлению миграционными процессами вызывает дискуссии. Что с этим делать – размышляли казахстанские эксперты на заседании клуба «Мир Евразии».

Страны ЕАЭС уже ощутили последствия создания единого рынка труда и свободного движения рабочей силы. Это один из зачастую недооцениваемых успехов евразийской интеграции. Гражданам союзных государств теперь не надо получать разрешение на осуществление трудовой деятельности в стране трудоустройства. Их обеспечивают медицинским страхованием, решаются вопросы обретения ряда социальных льгот в стране пребывания. Министры труда Казахстана и России Тамара Дуйсенова и Максим Топилин уже подписали меморандум о сотрудничестве. Речь идет о синхронизации процессов разработки профессиональных стандартов, создании интегрированной Евразийской электронной биржи труда и ускорении решения вопросов, касающихся пенсионного обеспечения.

За длинным рублем…

Казахстан среди стран ЕАЭС занимает уникальную позицию, одновременно являясь страной и принимающей, и экспортирующей рабочую силу. Во многом это зависит от регионов. Если из северных приграничных областей Казахстана трудовые мигранты едут в соседние области России, то Алматы, Астана и западные области Казахстана являются мигрантопринимающими.

Такие же страны, как Кыргызстан и Армения явно ориентированы в плане миграции своей рабочей силы на другие рынки. После снятия барьеров в ЕАЭС граждане Беларуси, Армении и Кыргызстана стали более конкурентоспособными при трудоустройстве в России и Казахстане. Им не надо получать разрешение на работу, в отличие от мигрантов из других стран.

При этом возникла новая тенденция. На недавней сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в Минске, состоявшейся 30 ноября, было принято решение, что на пространстве ответственности ОДКБ для борьбы с нелегальной миграцией в 2018 году будет запущена постоянная операция «Нелегал».

Ситуация обострилась как раз в связи с созданием единого рынка труда ЕАЭС, так как увеличилась возможность облегченного передвижения по территории Союза, на которой проживают свыше 180 млн. человек. Речь идет о скоординированных мероприятиях, направленных на противодействие нелегальной миграции на территорию ЕАЭС граждан третьих стран и лиц без гражданства.

Не секрет, что в некоторых областях деятельности доля мигрантов критично высока, особенно в России, например в ЖКХ и строительстве. В то же время есть ряд отраслей, где имеется нужда в рабочей силе, но ее недостаточно.

И все же миграция должна восприниматься не как проблема, которую нужно решать, а как ресурс, который необходимо использовать. Ситуацию планируется направить в цивилизованное русло. Например, в ноябре Госдума Российской Федерации ратифицировала соглашение с Узбекистаном об организованном наборе и привлечении граждан этой страны для временной̆ трудовой̆ деятельности в России. И это – первый подписанный РФ международный документ по данному вопросу.

Как известно, в некоторых странах бывшего Советского Союза примерно четверть ВВП составляют переводы мигрантов. Это снижает социальное напряжение. Трудовая миграция в определенной степени нормализовала ситуацию, учитывая, что основной реципиент рабочей силы, Россия, имеет демографические проблемы.

Мигрант – человек из будущего

Жители постсоветского пространства стереотипно мигрантов воспринимают как людей, которые уезжают на заработки, живя в стране пребывания продолжительное время. Но трудовая миграция в настоящее время отличается высокой степенью гибкости поведения людей. Популярна краткосрочная или сезонная работа, фронтьерская или челночная миграция (частое пересечение границы). Внутри трудовой миграции определилось разделение по типам мигрантов.

Можно сказать о том, что уже сформировалась евразийская миграционная система, имеющая свои характерные признаки. Поэтому экспертам необходимо чаще присматриваться к механизмам управления миграционными процессами.

Владислав Юрицын, политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net, считает важной проблемой то, что в мигрантопринимающих странах постсоветского пространства стало меньше денег и зарплаты уменьшились в долларовом исчислении. «Получается, на работу будут отправляться те люди, в чьих странах ситуация еще хуже», – говорит он.

Разбитые семьи, брошенные жены – издержки трудовой миграции

В. Юрицын рассказал о том, что в Центральной Азии значительное количество молодежи фактически выросло без родителей, уехавших на заработки, а их функции заместило старшее поколение – бабушки и дедушки. Это создает условия для утраты традиционных ценностей. Или другой пример: девушки из Кыргызстана, попадая в российские города, чаще ходят в мечеть, чем у себя на родине. То есть у них имеется потребность либо в снятии стресса, либо в поддержании чувства идентичности. «Получается, что звали рабочих-мигрантов, а приехали, прежде всего, люди. И подобные попутные эффекты очень многочисленны», – говорит В. Юрицын.

В настоящее время наблюдается изменение социального пространства в рамках ЕАЭС в связи с миграционными процессами, отмечает Ирина Черных, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК. «Например, в Таджикистане, стране-доноре, появился новый термин «пердуктер», который фиксирует возникновение нового феномена. Пердуктер – это женщины, которых мужья покинули на долгосрочный период и отправились в трудовую миграцию в Россию. Эти женщины остаются с детьми, выживают своими силами. Термин звучит негативно, как «брошенки»», – говорит эксперт. Исследования таджикских социологов показывают, что этим женщинам достаточно сложно потом вновь создать семью, выйти замуж.

«Новый тренд, характеризующий миграцию в рамках пространства ЕАЭС, – увеличение количества женщин, выезжающих на заработки в другие страны. Увеличение количества женщин-мигранток – это глобальная тенденция. Согласно статистике Международной организации миграции (МОМ), женщины составляют 48% всех мигрантов. Мы можем говорить об изменении социальных ролей в традиционных восточных обществах, потому что женщина становится основным добытчиком», – отмечает И. Черных.

Что касается единого рынка труда ЕАЭС, то надо продвигать идею о том, что управление миграционными процессами – это индикатор. Он сигнализирует, насколько успешно происходит интеграция внутри интеграционного образования, существует ли реальная интеграция в ЕАЭС или нет.

К вопросу интеграции и адаптации приезжих

«Если мы не можем эффективно управлять миграцией на национальном уровне, то насколько эффективно это возможно делать в рамках ЕАЭС? Последний пример – договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, который должен был быть принят еще в 2016 году. Сейчас это опять переносится. Мы не можем согласовать все вопросы по данной проблеме уже несколько лет», – сетует И. Черных.

Сегодня вопросами миграции занимаются полицейские структуры, хотя, по мнению эксперта, необходимо создавать и развивать другие социальные службы (институт психологов, юристов, социальных работников и т.д.), занимающихся вопросами адаптации и интеграции мигрантов в общество. Откуда берутся мигранты с неурегулированным миграционным статусом? Многие из них просто не знают законодательства в данной сфере, чтобы пребывать и работать в стране легально и быть защищенными.

«Если говорить о едином рынке рабочей силы в рамках ЕАЭС, то здесь каждой стране необходимо учитывать все риски и вызовы, которые в связи с этим возникают. Это абсолютно нормально, когда люди имеют возможность выезжать и работать в тех странах, в которых хотят. И, как правило, человек едет туда, где, как он считает, существуют лучшие условия жизни, более высокие зарплаты, более качественные условия труда и т.д. Едут наиболее мобильные, предприимчивые люди, обладающие определенными компетенциями и уверенные, в том, что они смогут устроиться в другой стране», – считает И. Черных.

Нужна внятная миграционная политика

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев напомнил, что в нынешнем году была утверждена концепция миграционной политики Республики Казахстан, рассчитанная на 2017-2021 годы. Как сообщалось, документ был подготовлен с учетом изменяющихся условий мировой экономики и возможных экономических вызовов. В том числе концепция учитывала интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и общемировые тенденции глобализации.

Общие разделы в новом документе, которые посвящены именно трудовой миграции, по его мнению, касаются всего и вся, нет четкого разделения, хотя оно должно быть, потому что трудовые мигранты из стран ЕАЭС – это совсем иная категория работников, чем их коллеги из других государств. В целом новая миграционная политика поддерживает стратегию временной миграции для привлечения иностранцев в отдельные сектора экономики или конкретные проекты. «Но мы знаем, что иностранную рабочую силу у нас привлекают по квотам. Опять же в концепции нет четкого разделения, кто приедет по квотам, а кто нет. Как я понимаю, трудовые мигранты из стран ЕАЭС должны приезжать вне всяких квот», – недоумевает эксперт.

«Граждане стран ЕАЭС – это совершенно другая база регулирования миграции, иное попадание на рынок труда, – объясняет профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев– Но применяются все те же юридические термины, соответственно, отношение возникает то же самое. На бытовом уровне оно приводит к тому, что, допустим, гражданин Кыргызстана, который работает в России или Казахстане, неожиданно сталкивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается гражданин Таджикистана. Какие-то неправомочные действия со стороны правоохранительных органов, непонимание органов трудоустройства, как правильно оформлять его документы. Хотя этого не должно быть».

По мнению Р. Бурнашева, реальный, кардинальный механизм урегулирования эмиграции – это либо «железный занавес», либо патерналистская модель создания подходящих условий. Либо надо отказаться от рыночной экономики и пытаться создать условия с распределением, с обязательной отработкой, либо признать, что трудовая миграция – это нормальный процесс.

«А в рамках ЕАЭС этот процесс даже желательный, – подчеркивает эксперт. – То есть мигранты в рамках ЕАЭС – это такие же мигранты, как и внутренние в каждой из стран. И вопросы их трудоустройства и проживания должны регулироваться теми же юридическими нормами, которые работают для любого гражданина страны их пребывания».

Эдуард ПОЛЕТАЕВ

Источник: «Ритм Евразии»

от wefund